Музыка атмосфер


Однако у Ретро-футуристического фестиваля был особый манок – советская космическая киноэстетика, представленная эталонным образцом жанра. Ведь именно “Космическим рейсом”, по его собственному признанию, вдохновлялся изумительный канадский режиссер Робер Лепаж, когда в 2003-м сочинял свою “Темную сторону Луны”. Действительно, невозможно без трепета смотреть фильм, в котором скромные титры между делом сообщают, что консультантом картины был академик АН СССР Константин Циолковский. Одно только перенесение на пленку идей этого великого мечтателя породило целое направление в советском кинематографе, просуществовавшее вплоть 1970-х, когда вышли хрестоматийные “Отроки во Вселенной” и “Москва – Кассиопея”.

Двухдневный фестиваль был посвящен 45-летию полета Юрия Гагарина: прокатная компания “Другое кино” предложила рок-музыкантам прямо на сцене создать саундтреки к знаменитым немым фильмам на космическую тему.

Оба вечера строились по законам рок-концерта: сначала разогрев в виде рисованной короткометражки 1929 г. “Межпланетная революция” (которой по очереди подыграли молодые московские инди-группы Silence Kit и Won James Won), а затем главный хит. В первый вечер им стала “Аэлита” Якова Протазанова, озвученная патриархом экспериментальной электроники Алексеем Борисовым и его проектом “Госплан”. А во второй – показали “Космический рейс” с музыкой группы Ильи Лагутенко.

Идея акции, проходившей в рамках большого и протяженного проекта “Великий немой”, не нова. Еще в 1997 г. культуртрегер Николай Дмитриев вместе с Гете-институтом проводил серию перформансов “Немое кино – говорящая музыка”, на которых авангардные музыканты (наиболее активным среди них был Алексей Айги со своим ансамблем 4’33”) творили саундтреки к фильмам дозвуковой эпохи.

Для озвучивания “Космического рейса” музыканты “Мумий Тролля” вытащили на сцену несколько синтезаторов и терменвокс и заиграли вполне подходивший к картинкам на экране спейс-рок. Хорошо отрепетированный инструментальный экспромт время от времени перебивался дурашливыми комментариями солиста, приписывавшего персонажам фильма довольно игривые реплики. Впрочем, их тон вполне отвечал свежему и веселому духу самой ленты Журавлева, отказавшегося от советской патетики в пользу советской же наивной мечтательности. В ткань звукового полотна группа вполне органично вставила пару собственных тематических вещей – давнего “Инопланетного гостя” и более позднюю песню “Не звезда”.

Вообще “Мумий Тролль” таперствовал с видимым удовольствием – главные мечтатели нашей поп-музыки, записные сочинители саундтреков с заразительным кайфом следили за происходящим на экране, а одетый в строгий костюм Илья Лагутенко дирижировал своим маленьким оркестром с горячностью Геннадия Рождественского.

Странным было лишь то, что в полупустом зале всем этим трудам внимала публика, которая, быть может, знакома с советским кино куда лучше, чем с нынешней поп-музыкой. Обычно имя такого хедлайнера собирает стадион и гарантирует веселую толчею у входа – но на этот раз аудитория, которая ходит на “Максидромы” и ездит на “Нашествия”, видимо, побоялась заскучать на “Космическом рейсе”.

Таких поклонников “Мумий Тролля” можно поздравить – они пропустили самое интересное.