“Печоранефть” торгуется


Нефтяники берут на себя социальную нагрузку добровольно, отмечает начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. “Для них это вопрос престижа. Но есть и другие мотивы. Чиновники при продаже месторождений скорее идут навстречу компаниям, которые уже перечисляют в местный бюджет деньги. В противном случае бюрократические процедуры идут дольше или встречают массу подводных камней, – рассказывает эксперт. – Это понятно. В регионе больше рады той компании, которая готова вкладывать в него деньги”.

“Печоранефть” и администрация НАО в 2001 г. подписали договор об участии компании в социально-экономическом развитии региона, рассказала “Ведомостям” сотрудник управления информации и общественных связей администрации округа Марина Измайлова. По ее словам, компания обязалась ежегодно перечислять средства в Фонд развития региона, но обязательства свои не выполняла. К началу 2006 г. ее долг, по подсчетам чиновников, превысил $2 млн. Но “Печоранефть” эту задолженность не признала и оспорила ее в московском арбитражном суде, говорит Измайлова.

Компания перестала перечислять деньги в фонд с 2003 г., поясняет гендиректор “Печоранефти” Максим Барский. По его словам, договор с администрацией был заключен при предыдущем владельце компании (WSR стала владельцем “Печоранефти” в 2005 г., а до этого 50% ее акций принадлежало финансисту Александру Мамуту). Барский считает, что в него были вписаны неприемлемые для компании условия: она должна была перечислять в фонд по $3 c тонны добытой нефти. “Таких денег не платит даже “Лукойл”, – уверяет Барский и уточняет, что “Печоранефть” может платить около $1 за тонну.

Сейчас компания готова помириться с чиновниками. По словам представителя администрации, в конце апреля “Печоранефть” предложила региону заключить мировое соглашение. Нефтяники готовы выплатить 50% долга, а остальную часть задолженности просят сократить. Барский подтверждает, что мировое соглашение может быть заключено.

Подобные договоры НАО заключает и с другими нефтяниками. В региональный бюджет перечисляют деньги “Лукойл-Север”, “Северное сияние”, “Полярное сияние”, “Нарьянмарнефтегаз” и от своих обязательств не отказываются, рассказывает представитель администрации. А вот с “Северной нефтью” (“дочка” “Роснефти”) чиновники судятся уже более двух лет за $108 млн. По мнению региональных властей, эту сумму, которая составляет четверть бюджета НАО, нефтяники недоплатили в Фонд социально-экономического развития. Последнее судебное решение – Девятого арбитражного суда Москвы – было вынесено в пользу “Северной нефти”: суд отказал округу в удовлетворении жалобы, поданной на решение московского арбитражного суда, признавшего претензии к компании необоснованными.