Праздник для холдингов


Сегодня правительство обсудит подготовленную Минэкономразвития концепцию реформы корпоративного законодательства. Одно из ее положений очень порадует холдинги. Чиновники предлагают ввести для них специальный налоговый режим, разрешив компаниям, входящим в группы, платить налог на прибыль не по отдельности, а с консолидированного результата – как единому налогоплательщику.

По закону о конкуренции группой компаний считаются любые организации, одна из которых владеет более чем половиной акций другой или контролирует больше 50% голосов в совете директоров. “Такие группы компаний – по сути единый бизнес”, – объясняет чиновник Минэкономразвития. Если холдинги станут едиными не только экономически, но и с точки зрения уплаты налогов, им будет выгодно раскрыть информацию о своей аффилированности, рассуждает чиновник. Ведь тогда холдинги смогут без налоговых потерь аккумулировать инвестиционные ресурсы. А государству больше не придется ломать голову над тем, как организовать контроль за трансфертными ценами, с помощью которых компании группы уходят от налогов. Получив возможность быстрее аккумулировать инвестиционные ресурсы, бизнес будет ускоренно развиваться, что подстегнет экономический рост, заключает чиновник.

Не все части холдингов одинаково прибыльны, а центры прибыли не всегда совпадают с центрами затрат – компаниями, которым нужно произвести капвложения. Но чтобы перевести прибыль из одной компании в другую, сейчас компаниям приходится платить 9%-ный налог на дивиденды. Избежать его можно, только если дочерняя компания переводит прибыль материнской, владеющей ею более чем на 50%. “Получается, что “дочка” заработала прибыль, заплатила с нее налоги, перечислила нам в виде дивидендов – и опять заплати налог”, – жаловался в интервью “Ведомостям” президент “Лукойла” Вагит Алекперов. Он хотел бы без налогов консолидировать прибыль хотя бы пропорционально своей доле в дочерней компании. Владимир Путин поручил решить этот вопрос еще в прошлогоднем послании.

Идею разрешить холдингам платить налог на прибыль консолидированно Минэкономразвития предлагает с 1999 г. Приведенные выше аргументы неоднократно озвучивались подчиненными министра Германа Грефа, но до последнего времени Минфин выступал категорически против. Но концепцию реформы корпоративного законодательства Минфин поддержал (она согласована замминистра Сергеем Шаталовым), а в плане действий по ее реализации записана подготовка поправок в Налоговый кодекс. Минфин должен прописать механизм уплаты налога единым налогоплательщиком в IV квартале 2007 г. Они могут вступить в действие с 2009 г., говорит чиновник Минэкономразвития.

Позиция Минфина изменилась, поскольку сократился масштаб налоговых злоупотреблений за счет использования трансфертных цен, поясняет руководитель департамента налоговой политики Минфина Михаил Моторин. Ведомство Алексея Кудрина рассматривает два варианта превращения холдингов в единого налогоплательщика – либо освободить перевод прибыли внутри группы компаний от налога на дивиденды, либо позволить “складывать в одну корзину” прибыли и убытки всех компаний группы, уплачивая налог с консолидированного финансового результата, рассказывает Моторин. Конкретные детали этого механизма пока обсуждаются, но “в любом случае перед тем, как один из вариантов будет утвержден, нужно минимизировать возможность уклонения от налогов”, говорит Моторин. Идеальным способом для этого он считает принятие подготовленных Минфином поправок в статьи 20 и 40 Налогового кодекса, расширяющие круг взаимозависимых компаний и дающие налоговикам больше полномочий доначислять налоги на основании “нерыночности” цен.

Намерение сделать холдинги единым налогоплательщиком – позитивная новость для российских и иностранных компаний, радуется партнер DLA Piper Rudnick Gray Cary Руслан Васютин. “На международных конференциях иностранные бизнесмены всегда интересуются, есть ли в нашей стране режим консолидированного налогоплательщика”, – говорит он. Преимущества этого режима очевидны: инвестиционный процесс ускоряется, а консолидация прибыли становится дешевле. “Это будет стимулом для возвращения из-за рубежа российских капиталов, а иностранным холдингам будет выгодно перенести часть бизнеса в Россию”, – уверен Васютин. А Ирина Федькина из компании “Аудит – новые технологии” считает, что чиновники должны пойти дальше и освободить внутрихолдинговый оборот не только от налога на прибыль, но и от налога на добавленную стоимость.

А вот регионам предложение чиновников категорически не нравится. В региональные бюджеты зачисляется 17,5% из 24% налога на прибыль, этот налог формирует 30–35% доходов территорий. “Если холдинг станет единым налогоплательщиком, все налоговые поступления уйдут в Москву”, – опасается чиновник архангельской обладминистрации. Или налог на прибыль придется полностью отчислять в федеральный бюджет, а потом распределять между регионами. “Но тогда у территорий пропадет стимул развивать экономику региона”, – сетует чиновник.