Газовая атака


В конце этого года “Сибур-Холдинг” начнет строительство терминала по перевалке сжиженного газа в порту Усть-Луга, заявил вчера агентству “Прайм-ТАСС” Сергей Жигун, замдиректора “Газэкспорта”, “дочки” “Газпрома”, экспортирующей продукцию “Сибура”. По его словам, мощность терминала составит около 1 млн т газа в год, а обойдется он компании в $40–50 млн. Газ на терминал будет поставляться с сибуровского предприятия “Тобольскнефтехим”. Первая очередь терминала мощностью 400 000 т, по словам Жигуна, может заработать уже через два года после начала строительства.

В конце прошлого года Валерий Израйлит, председатель совета директоров компании “Усть-Луга”, которая занимается развитием одноименного порта, заявлял, что компания договорилась с “Сибуром” о строительстве терминала по перевалке сжиженного газа. Связаться с представителями “Усть-Луги” вчера не удалось.

Представитель “Сибур-Холдинга” Геннадий Федотов говорит, что компания разрабатывает ТЭО строительства терминала. Через него планируется переваливать пропан-бутан, который является, в частности, сырьем для производства пластмасс. По словам Федотова, концерн производит около 3 млн т пропан-бутана в год, из которых около трети экспортируется, а остальное – потребляется предприятиями самого “Сибура” и продается на внутреннем рынке. Сейчас пропан-бутан с заводов холдинга поставляется на европейские химические заводы по железной дороге.

Необходимость в терминалах по перевалке сжиженных газов и их смесей назрела давно, говорят эксперты. Аналитик ИК “Финам” Анастасия Сарапульцева считает, что в Европе, которая является основным покупателем сибуровского пропан-бутана, потребление этой газовой смеси ежегодно растет не только благодаря развитию химической промышленности, но и в результате перевода европейского автотранспорта на газ, который считается более экологичным, чем бензин. В России сейчас нет терминалов по перевалке сжиженного газа, а обычные нефтяные терминалы для этого непригодны – сжиженный газ очень летуч, рассказывает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. По его мнению, благодаря собственному терминалу “Сибур” сможет застраховаться от повышения железнодорожных тарифов. Лукашов говорит, что экспортные цены на пропан-бутан в среднем на 30% выше, чем цены на внутреннем российском рынке, поэтому “Сибуру” имеет смысл развивать собственную логистическую базу для экспорта газа.