Перетягивание кабеля


“Система Масс-Медиа” (СММ) завершает покупку сразу нескольких региональных операторов кабельного ТВ, рассказал “Ведомостям” представитель “Системы”. В частности, согласование в антимонопольной службе проходит сделка по покупке крупнейшего кабельного оператора Ивановской области – “Интер ТВ”. Одновременно СММ готовится закрыть еще несколько сделок, в частности по покупке крупнейшего оператора Екатеринбурга “Евротел” и нижегородских компаний “Информсервис” (оператор платного ТВ) и “Сенди” (интернет-провайдер), рассказывает другой источник в АФК. Все эти компании, по его словам, имеют сопоставимые масштабы и обошлись СММ в суммы “от $5 млн до $10 млн”. Сделки укладываются в стратегию СММ, в соответствии с которой компания приобретает лидеров региональных кабельных рынков, чтобы на базе их инфраструктуры оказывать услуги платного ТВ и высокоскоростного доступа в Интернет под единым брендом, отмечает собеседник “Ведомостей”.

Скупать региональные активы СММ начала летом прошлого года. Первым ее приобретением стала группа компаний “Эста”, а в феврале СММ купила за $149,9 млн крупнейшего регионального оператора кабельного ТВ – “Объединенную кабельную сеть”. Региональные кабельные активы интересуют и крупнейших конкурентов “Системы” в этом сегменте – инвесткомпанию Сулеймана Керимова “Нафта-Москва” и принадлежащую Виктору Вексельбергу Renova Media. “Нафта” приобрела в 2005 г. “Мостелеком” и “Национальные кабельные сети”, владеющих кабельной инфраструктурой в обеих столицах. А Renova Media еще в 2004 г. заплатила $22,5 млн за 33,6% акций Moscow CableCom, владеющей крупным московским оператором кабельного телевидения и интернет-доступа “Комкор-ТВ”. Кроме того, Renova контролирует развивающую проект платного ТВ “Корбину Телеком”, а недавно стала владельцем 50% крупнейшего кабельного оператора Минска – СООО “Космос-ТВ”. Однако СММ пока лидирует по количеству приобретений, констатирует аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева.

Сейчас значительная часть абонентов кабельных операторов в регионах подписаны на социальные пакеты услуг, в результате средний ежемесячный доход с абонента (ARPU) у этих компаний невысок – $3–5, рассказывает руководитель аналитического департамента J’son & Partners Борис Овчинников. Тем не менее окупаемость инвестиций в кабельные активы может быть вполне приемлемой, ведь “кабельный бизнес – едва ли не единственный в российской телекоммуникационной отрасли, где ARPU с течением времени растет, а не снижается”, продолжает он. Операторы могут повышать тарифы, предлагать подписчикам новые каналы и т. д. Правда, СММ придется потратиться на модернизацию региональных сетей, уверен эксперт. “Эти инвестиции не обязательно будут большими”, – возражает Толмачева. Будучи пионером в освоении большинства региональных рынков, СММ покупает наиболее привлекательные активы с самой большой абонентской базой и с качественными сетями, поясняет она. Вдобавок, расширяя территориальный охват, СММ получает возможность серьезно сэкономить на масштабах – в частности, приобретать со скидками права на трансляцию передач и фильмов, оборудование, меньше тратить на рекламу, говорят оба эксперта.

В “Нафте” вчера не стали комментировать свои планы регионального развития, связаться с представителями Renova Media не удалось.