Нефть и золото


“Нужно вводить прямой контракт, без привязки к любым справочным индикаторам, который позволит сформировать справедливую систему ценообразования”, – заявил “Ведомостям” совладелец “Альфа-групп” и консультант Expertica Алексей Кузьмичев. Нынешнее ценообразование он называет непрозрачным. Сейчас рыночные цены Urals отслеживают специализированные агентства, а данные им предоставляют участники рынка, которые могут манипулировать ценами, отмечает собеседник “Ведомостей”. По оценке Expertica, такая система приводит к тому, что российские экспортеры теряют от $1 до $4 на каждый баррель нефти. А президент “Полюс Золото” Евгений Иванов и вовсе пока не собирается пользоваться продуктами РТС. “Сейчас для золотодобывающих компаний это не очень актуально, ведь золото дорожает, – поясняет он. – Но когда цены на золото начнут падать, тогда этот инструмент может стать интересным”.

Российские сырьевики, по словам начальника отдела операций с производными инструментами МДМ-банка Михаила Янулявичуса, не слишком активно используют срочные контракты для защиты от резких скачков цен на свои товары. “При таких высоких ценах [на нефть и металлы] и относительно низкой себестоимости некоторые экспортеры не видят в этом [страховании рисков] необходимости, – указывает он. – К тому же доступ на западные площадки есть не у каждого экспортера, а в России сырьевые фьючерсы торгуются лишь на СПВБ, но сделок с ними там практически нет”.

Но вчера РТС объявила о том, что с 8 июня запускает торги фьючерсами и опционами сразу на несколько товаров – нефть, дизельное и авиационное топливо, мазут и золото. Все контракты расчетные с исполнением в каждом месяце – с июля 2006 г. по июнь 2007 г. Расчеты будут осуществляться в рублях, но на базе цен, складывающихся на мировых рынках. Так, стоимость фьючерсов и опционов на золото будет определяться исходя из значения вечернего Лондонского фиксинга, а контрактов на нефть – на основании цен, рассчитываемых агентством Platts.

Инициатива РТС очень своевременна, считает замруководителя ФСФР Владислав Стрельцов. Новые инструменты, подчеркивает он, востребованы как операторами товарных рынков, так и инвесторами, работающими исключительно с финансовыми активами. Кроме того, отмечает Стрельцов, проект РТС вписывается в государственную политику по развитию биржевой торговли на товарных рынках, учитывая, что эта тема напрямую была затронута в президентском послании Федеральному собранию. Две недели назад президент Владимир Путин заявил о необходимости организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом и другими товарами. “Наши товары торгуются на мировых рынках. Почему не у нас?” – возмутился он. РТС выбрала правильное время для запуска нового продукта, соглашается со Стрельцовым топ-менеджер крупной инвестгруппы. “Слова Путина пришлись как нельзя кстати”, – замечает он.

А вот чиновнику одного из министерств не нравится, что РТС вводит расчетные фьючерсы, не предусматривающие физическую поставку нефти. Кроме того, этот инструмент сохраняет нынешнее ценообразование, добавляет он.

Сейчас российская нефть марки Urals продается с дисконтом к цене маркерного сорта североморской нефти Brent. “Наша цель – чтобы российская марка торговалась самостоятельно, – говорит чиновник. – А расчетные торги по котировкам Platts не решают эту задачу”.

Собеседник “Ведомостей” напоминает, что есть альтернативный проект организации торговли фьючерсами на Urals, который предлагают NYMEX и консалтинговая компания Expertica. Он предусматривает физическую поставку нефти.