Wal-Mart уходит из Кореи


Wal-Mart станет второй из крупнейших западных сетей, которым придется покинуть корейский рынок. Первой с полуострова ушла французская Carrefour, продавшая свои активы корейскому модному дому E.Land за 1,5 млрд евро, чтобы сосредоточиться на операциях в Китае и во Франции. По мнению экспертов, эти крупнейшие сети не прижились в Корее, потому что местное население не приняло их дизайн, рассчитанный на западного потребителя, – гигантские здания, похожие на складские помещения. Они проиграли в соревновании с ведущими корейскими сетями, такими, как E-Mart, принадлежащая Shinsegae, и Lotte Mart, принадлежащая Lotte Shopping, доминирующие на корейском рынке емкостью $120 млрд.

В результате их ухода в Корее останется только одна крупная западная сеть супермаркетов – британская Tesco, единственная сумевшая выжить в условиях жесткой конкуренции. Она станет вторым игроком на рынке после E-Mart. Последняя благодаря сделке с Wal-Mart значительно укрепит свои позиции. Новости о соглашении сразу подтолкнули цену акций корейской сети на 6,6%. Число магазинов E-Mart, сейчас владеющей 86 магазинами, контролируя 34% рынка, благодаря уходу Wal-Mart увеличится до 102.

Wal-Mart сообщила, что ее решение покинуть корейский рынок было “трудным”, но вписывается в глобальную стратегию компании. “Мы ищем регионы, в которых возможно эффективно применить нашу стратегию роста, для нас становилось все более очевидным, что в Корее сегодня применить ее в достаточном масштабе мы не сможем”, – говорит вице-председатель совета директоров Wal-Mart Майк Дюк.

Пятая часть прибыли Wal-Mart сейчас приходится на операции вне США. По оценкам Credit Suisse, доходы Wal-Mart от международной деятельности в 2007 финансовом году составят $78 млрд против $63 млрд годом ранее. Общие продажи компании в прошлом году достигли $313 млрд. Выручка Shinsegae в 2005 г. составила $7,68 млрд, прибыль – $460 млн.

Wal-Mart работает неровно на разных международных рынках. Так, в Мексике она вышла на первое место, а в Бразилии за последние два года переместилась с шестого на третье место. На эти два рынка приходится 22% международных продаж компании. В Великобритании, на которую приходится 45% выручки от иностранных операций, и на некоторых других западных рынках Wal-Mart продолжает уступать долю рынка местным конкурентам. Убыток 16 проданных корейских магазинов в прошлом году составил 9,9 млрд вон, на эту страну пришлось всего 4% продаж компании. По словам Джо Хатфилда, президента Wal-Mart по операциям в Азии, в компании считают, что в ближайшие 3–5 лет ей будет “очень сложно” войти в тройку ведущих розничных сетей в Корее. (FT, 22.05.2006, Кирилл Корюкин)