Спорное масло


По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатента), свидетельством на право пользования наименованием мест происхождения товара “Вологодское масло” обладают только три компании – ГУП “Учебно-опытный молочный завод Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии (ВГМХА) им. Н. В. Верещагина”, Вологодский молочный комбинат и Шекснинский маслозавод. Совокупный объем производства этих заводов составляет, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), менее 1% от всего рынка сливочного масла. Его изготавливается чуть более 1000 т в год, тогда как весь рынок масла составляет около 218 000 т в год.

В 1997 г. петербургская компания “Фудлайн” и московская “Нерком” создали на паритетных началах ООО “Молпродукт-Вологда”. Ему принадлежал товарный знак, под которым выпускалось масло “Вологда”. Оно производилось на финском заводе Valio, обе компании выступали ее дистрибуторами. В конце прошлого года отношения между партнерами испортились, но контактов с Valio никто из них не прервал. Вице-президент Valio по международным проектам Вейо Мереляйнен подтвердил, что масло “Вологда” по-прежнему производится для обеих компаний. Объемов выпуска он не называет.

Следствием конфликта стал иск, который подал в арбитражный суд Вологодской области Учебно-опытный молочный завод ВГМХА им. Н. В. Верещагина. Он хочет через суд запретить “Неркому” выпускать масло под маркой “Вологда”, рассказал “Ведомостям” директор петербургского офиса юридической компании “Городисский и партнеры” Виктор Станковский. Заседание суда назначено на сегодня.

“Фудлайн” – партнер и дистрибутор вологодского завода. Председатель совета директоров группы компаний “Фудлайн” Максим Иванов рассказывает, что между его компанией и “Неркомом” возник спор за комбинированный товарный знак, на котором изображена девушка в русском национальном костюме. Вологодский завод обратился также в палату по патентным спорам (ППС) Роспатента, через которую он хочет добиться отмены регистрации товарного знака “Неркома”. От знака “Фудлайна” он отличается незначительными деталями – например, головным убором изображенной на упаковке масла девушки. Ближайшее заседание ППС состоится 30 мая. По словам Станковского, ранее “Фудлайн” обратился с жалобой в ФАС с просьбой признать действия “Неркома” недобросовестной конкуренцией. В петербургском теруправлении ФАС это подтверждают. Начальник отдела теруправления Мария Кондратенко говорит, что дело передано в Москву.

Иванов утверждает, что “Нерком” перерегистрировал спорный знак на себя, а потом передал своей “дочке” – компании “Диалон”. Согласно базе Роспатента, 25 июня 2002 г. “Молпродукт-Вологда” уступил знак компании “Нерком”, а 12 октября 2005 г. знак перерегистрировали на вологодскую компанию “Диалон”.

Президент “Неркома” Вадим Солод подтверждает, что спорящие компании владеют равными долями в “Молпродукт-Вологде”, однако отрицает перерегистрацию “Неркомом” знака на себя. “Фудлайн” пытается доказать, что “Нерком” каким-то хитроумным способом увел у него знак, однако это не так”, – уверяет он. От дальнейших комментариев Солод отказался. Он отрицает родство с компанией “Диалон”. Однако юрисконсульт “Диалона” Виктор Филоненко отвечает по московскому телефону “Неркома”. Филоненко утверждает, что “Диалон” не получал искового заявления Учебно-опытного молочного завода ВГМХА им. Н. В. Верещагина.

Станковский утверждает, что название масла “Вологда” сходно до степени смешения с наименованием места происхождения товара “Вологодское масло”, который принадлежит вологодскому заводу. Если предприятие выиграет процесс, к “Неркому” будут выдвинуты дополнительные претензии на 5 млн руб., говорит юрист.

Руководитель отдела коммерческой практики компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Максим Кульков говорит, что у Учебно-опытного молочного завода ВГМХА им. Н. В. Верещагина хорошие шансы запретить использование масла под маркой “Вологда”. Такая марка отсылает потребителей к месту происхождения товара, а это нарушает права вологодских производителей, считает юрист. Однако для “Фудлайна” победа над соперником может обернуться поражением, ведь петербургская компания тоже выпускает масло “Вологда”. У “Неркома” может появиться повод, чтобы запретить “Фудлайну” использование этого товарного знака, поясняет юрист.

А партнер юридической фирмы Baker & McKenzie Евгений Ариевич считает, что товарных знаков с использованием слова “Вологда” много и добиться прекращения выпуска масла “Вологда” можно будет только после решения ППС. А получить такие решения для всех товарных знаков будет сложно. По оценке ведущего эксперта ИКАР Татьяны Рыбаловой, слово “Вологда” в названиях своего сливочного масла обыгрывают порядка 30 предприятий по всей России.