ВЕКТОР


Человек и пароход

Владимир Лисин второй год подряд попадает в тройку самых богатых людей в России по версии журнала Forbes. Основа его богатства – акции НЛМК, самого рентабельного меткомбината в мире. Но не исключено, что вскоре Лисин станет владельцем настоящей портовой империи. Его компания – Chupit Ltd. – уже владеет акциями Морского порта Санкт-Петербург. У самого НЛМК есть акции Туапсинского морского торгового порта, но компания уже заявляла, что желает избавиться от этого непрофильного актива по совету PricewaterhouseCoopers. Правда, источники, близкие к НЛМК, утверждают, что покупателем выступит компания самого Лисина. Ею может стать все та же Chupit, ведь вчера стало известно, что она получила разрешение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на покупку 80% акций Таганрогского морского торгового порта. Источники, близкие к НЛМК и нынешнему владельцу контрольного пакета акций порта Александру Денисову, утверждают, что эта сделка пока не закрыта. Если все планы Лисина сбудутся, он станет владельцем первого в стране портового холдинга. Такие покупки вряд ли разорят Лисина. Ведь тот же Туапсинский порт обошелся НЛМК примерно в $100 млн. Так владелец НЛМК обеспечит свой комбинат транспортной инфраструктурой. А вдобавок в рамках холдинга бизнес Туапсинского и Таганрогского портов, возможно, станет прибыльным.

Правда погубила Enron

Вчера присяжные в федеральном суде Хьюстона объявили свой вердикт по делу руководителей компании, название которой стало символом ненасытной жадности, плутовства, злоупотреблений, сопутствовавших надуванию гигантского пузыря на фондовом рынке США в конце 1990-х гг. После шести дней совещания присяжные постановили считать Кеннета Лэя и Джеффри Скиллинга, бывших председателя совета директоров и гендиректора энергетического гиганта Enron, виновными в сговоре, мошенничестве, нарушении законов о ценных бумагах и др. Теперь им грозит до 25 лет тюрьмы.

Шесть дней завершили четыре месяца судебного процесса, который начался через четыре с лишним года после банкротства Enron. В конце 1990-х гг. Enron была крупнейшей в мире компанией по торговле энергоресурсами, ее рыночная капитализация достигала $68 млрд. Однако ее руководители, как выяснилось, скрывали долги, завышали прибыли, проводили мошеннические операции с активами. В результате банкротства Enron тысячи людей в одночасье потеряли работу, корпоративный пенсионный фонд объемом $1 млрд испарился, а инвесторы, владевшие акциями и облигациями Enron, потеряли в общей сложности $25 млрд.

Лэй и Скиллинг категорически отвергали все обвинения в свой адрес, утверждая, что бизнес Enron был абсолютно состоятельным. Крах же компании, по их утверждению, произошел из-за паники на рынке, которую частично спровоцировали статьи из The Wall Street Journal, в которых журналисты рассказали о раскопанных ими махинациях с активами.

Лэй и Скиллинг не первые, кто в своих бедах пытается винить журналистов. Такие обвинения слышатся регулярно в разных странах, в том числе и в России. Но будем руководствоваться словами Шона Берковитца, председателя комиссии по расследованию мошенничества и краха Enron: “Правда вышла на свет, и Enron не смогла пережить ее”.