Эротика – двигатель прогресса


Законодатели моды

Сексуальные мотивы определяют будущее технологий развлечений уже не один век. Например, Томас Эдисон не только изобрел лампочку, но и первым снял на кинопленку проявления нежности. Согласно веб-сайту Библиотеки конгресса США, в 1896 г. 20-секундный фильм изобретателя “Поцелуй” был “самым популярным фильмом компании Edison Vitascope”. Этот фильм, запечатлевший поцелуй Мэй Ирвин и Джона Райса, подвергся жесткой критике в США – его признали скандальным и потребовали запретить. Однако именно “Поцелуй” ускорил переход от технологии “движущихся картинок” к проекционному кино, одним из изобретателей которого стал Томас Эдисон.

Порноиндустрия, пожалуй, впервые определила выбор массовой технологии 20 лет назад в войне стандартов VHS и Betacam. Традиционные кинокомпании совершенно не обрадовались появлению домашнего видео, хотя этот сегмент приносит им львиную долю выручки. Поначалу некоторые кинопроизводители даже пытались в рамках борьбы с пиратством пролоббировать ограничения на продажи видеомагнитофонов.

Первые домашние видеомагнитофоны предназначались для записи телепередач и последующего их просмотра, и потребители выбирали модели по техническим характеристикам и своему карману. Причем технически выигрывал стандарт Betacam, однако порноиндустрия решила продавать фильмы на более дешевых и долгоиграющих VHS. Наличие готовых кассет с порнофильмами оказалось решающим фактором в войне форматов. Продавцы видеомагнитофонов даже делали специальный акцент на моделях VHS с появившимся тогда пультом дистанционного управления – они рассказывали покупателям, что без пульта дети не смогут самостоятельно включать просмотр фильмов. А киномейджоры начали продавать видеокассеты уже тогда, когда в США и Европе была устоявшаяся база владельцев VHS-видеомагнитофонов. Стандарт Betacam жив и до сих пор в качестве нишевого продукта – его используют телекомпании.

У производителей продукции “для взрослых” сейчас есть все шансы снова показать себя в роли технологических прорицателей. Сегодня идет очередная война стандартов: на этот раз бьются лазерные видеодиски высокой емкости стандартов HD-DVD и Blu-ray, которые позволяют записывать видеосигнал для телевизоров высокой четкости. Один из этих несовместимых между собой стандартов должен прийти на смену DVD, и сейчас выбор между ними неочевиден. Однако порноиндустрия уже сделала ставку на Blu-ray. Именно его поддерживает лос-анджелесская Digital Playground. Другая крупная порностудия – Vivid Entertainment работает с HD-DVD просто потому, что плейеры для этого стандарта появились на рынке раньше: она объявила, что переключится на Blu-ray, как только устройства этого стандарта появятся в продаже. А Private Media предпочитает работать с обоими стандартами до тех пор, пока среди них не появится явный лидер. Компания не сомневается том, что на порнографию высокой четкости найдется спрос. Среди покупателей продукции Private велика доля поклонников новых технологий, уверяет менеджер по связям с общественностью Private Media Анжела Карсон.

Древнейшие и новейшие технологии

На биржах мира котируются акции нескольких “взрослых” компаний. Среди них есть и умеренный Playboy, и распространитель жесткой порнографии Private Media, и сети по продаже “взрослых” товаров (от DVD до плеток) – немецкая Beate Uhse и австралийская AdultShop.com. Согласно годовому отчету Private Media общемировой объем рынка “взрослых” развлечений составляет $56 млрд. Эта оценка включает в себя доходы от порносайтов, эскорт-услуг, журналов, секс-клубов, телефонных секс-служб, кабельных и спутниковых платных телеканалов и специальных секс-игрушек. По оценке Adult Video News, ежегодно в мире порностудии выпускают 11 000 фильмов, из них около 4000 – в США, что в 8 раз больше, чем производит за год Голливуд.

Впрочем, эксперты могут лишь грубо оценить количество произведенной в последние годы порнопродукции – ведь сейчас ее могут снимать любые энтузиасты. Если эпоха видео сделала массовым явлением просмотр порнографии, переместив его из специфических кинотеатров на домашние диваны, то цифровая эра популяризировала ее производство и распространение. Сегодня цифровые фотоаппараты и видеокамеры по карману даже студентам, а каналом стремительного распространения всего отснятого давно стал Интернет. Причем продавать с легкостью можно не только собственное творчество, но и чужое.

Неудивительно, что при нахлынувшем потоке самодеятельных конкурентов традиционные производители продукции “для взрослых” переживают не лучшие времена. Продажи Private в прошлом году упали почти на 8 млн евро до 28 млн евро. Продажи DVD за год снизились на 4 млн евро до 15 млн евро, журналов – почти на 1 млн евро, практически до нуля упали доходы от видеокассет, на которых Private еще в 2004 г. заработала более 2 млн евро. Порадовал Private разве что мобильный порноконтент, принесший в 2005 г. 1 млн евро – вдвое больше, чем за 2004 г. Мобильный секс-контент включает в себя SMS-рассылки, игры, мультимедийные сообщения, заставки для экранов мобильных телефонов, видеоклипы и видеопередачи через Интернет. Эксперты из Juniper Research оценили объем мирового рынка “взрослого” мобильного контента в 2004 г. в $500 млн. Год назад они предсказали огромный спрос на порнографию для сотовых телефонов и ожидают, что к 2009 г. объем этого рынка составит $2,1 млрд.

Анжела Карсон говорит, что сейчас быстрее всего растет спрос на “взрослую” продукцию для мобильных телефонов и IPTV – телевидение по интернет-протоколу, для которого нужен высокоскоростной доступ в Интернет. Интернет-телевидение способно сделать вещание действительно интерактивным. Число пользователей IPTV во всем мире должно вырасти с 3,7 млн человек в 2005 г. до 36,9 млн в 2009 г., по прогнозам Multimedia Research Group. Причем согласно опросу европейцев, проведенному полтора года назад компанией SupportSoft, владельцы высокоскоростного доступа в Интернет серьезно интересуются порнографией – ее закачивают четыре из 10 опрошенных британцев и два из 10 итальянцев.

На IPTV и услугу просмотра видеофильмов по запросу делает ставку и немецкая Beate Uhse. По словам менеджера компании по корпоративным связям Аси Черноокофф, у крупных компаний в Интернете есть огромное преимущество перед менее известными конкурентами – надежность платежей. Она говорит, что потребители “взрослой” продукции предпочитают известные интернет-сайты, чтобы при оплате доступа не лишиться всех денег на счете.

Private Media также не намерена признавать поражение и на рынке традиционной порнографии в Интернете. Компания с мая 2005 г. использует поисковую оптимизацию, которая позволяет сайтам Private занимать высокие позиции в результатах поиска крупных поисковых машин, а также запустила программу поддержки партнерских сайтов. Согласно отчету компании эти меры за год увеличили посещаемость сайтов Private на 50%.

В Интернете вообще многие технологии опробовали на себе именно порноресурсы, вспоминает директор аналитического департамента J’son & Partners Борис Овчинников. Сайты “для взрослых” первыми взяли на вооружение мультимедийную баннерную рекламу, рекламу во “всплывающих” окнах, вспоминает эксперт. Пока серьезные киномейджоры рассказывали о бесперспективности продажи кинофильмов через Интернет, порносайты начали торговать услугой “видео по запросу”.

Основная проблема, досаждающая всем желающим заработать на съемках обнаженной натуры, – пиратство. Это неудивительно, ведь порноиндустрия сама сравнительно недавно получила право на легальное существование.

Особый путь

В России эротика вызывает огромный интерес – несмотря на статью 242 УК, предусматривающую ответственность за “незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера”. Однако статья 37 закона “О СМИ” разрешает, например, распространение выпусков специализированных эротических радио- и телепрограмм без кодирования – но только с 23.00 до 4.00.

По мнению начальника юридического отдела коллегии юристов СМИ Алексея Кашина, опубликовавшего в майском номере журнала “Кабельщик” статью “Неэротический аспект порнографии”, в российском законодательстве нет четкого критерия отличия порнографии от эротики, поэтому эротику (в том числе жесткую) показывать в России можно, но операторам следует заранее продумать варианты защиты от возможных претензий властей.

По словам экспертов, в России есть устойчивый спрос на “взрослый” контент. “Конкретных цифр нет, но даже на сайте “Яndex-каталог” посещаемость эротических разделов в разы превышает другие рубрики”, – констатирует Борис Овчинников.

Активно распространяют эротику контент-провайдеры в сетях российских сотовых операторов, рассказывает Павел Абрамов, развивающий интернет-проекты в питерской SP Company известного продюсера эротики Сергея Прянишникова. По его оценке, на “веселые” картинки приходится 70% всех загрузок изображений для мобильных телефонов в российских сотовых сетях. Он уверяет, что с эротикой работают практически все отечественные контент-провайдеры, которые покупают ее у самых известных брендов – Playboy, Hustler и у SP Company в том числе.

Собирается в Россию и Private. Как рассказала “Ведомостям” Анжела Карсон, компания планирует подписать несколько сделок с российскими дистрибуторами на выставке в конце июня.

Для еще одной московской компании производство эротики – неплохая прибавка к основному бизнесу, разработке игр для мобильных телефонов. Девушек они фотографируют по вечерам в тех же павильонах, где днем пишут игры, а фотографии продают западным контент-провайдерам. Как рассказал “Ведомостям” топ-менеджер этой компании, по популярности с эротикой в сотовых сетях может соперничать разве что футбол. Сейчас мобильный контент развивается от картинок к видеоклипам, говорит он.

Однако эротические съемки россиянок пока проходят по старинке и до эротических видеосъемок высокой четкости дело не доходит, сокрушается Сергей Прянишников. По его словам, соответствующее оборудование еще слишком дорого для России.