Легализация за 11%


В конце мая “Деловая Россия” (ДР) опросила 230 компаний из разных регионов (средний бизнес, работающий в промышленности, секторах торговли, услуг, строительства, финансов), чтобы выяснить, что мешает им выйти из тени. Согласно исследованию, о котором вчера рассказал председатель ДР Борис Титов, 69,4% компаний когда-либо применяли “налогосберегающие схемы”. Больше всего грешны пристрастием к ним промышленные предприятия (90%), меньше их среди торговцев (75%), а среди опрошенных банков нет вообще. Сколько компаний сейчас используют “налогосберегающие схемы”, ДР дипломатично не спрашивала.

Но больше половины участников опроса (51%) признались ДР, что в настоящее время сильнее всего им мешает жить честно недавно сниженный соцналог. Чересчур высокий НДС –главная проблема для 28,6% опрошенных, а оба этих налога – для 20,4%.

Полностью платить налог и взносы во внебюджетные фонды московские компании согласны при снижении базовой ставки ЕСН с 26% до 15%, а региональные – до 10% (в среднем 11,3%).

Минфин считает дальнейшее снижение соцналога недопустимым. Увеличится дефицит Пенсионного фонда, уменьшится будущая пенсия работника, считает замдиректора департамента Минфина Александр Иванеев. Титов, впрочем, уверен, что сбор налогов упадет лишь на год, а затем налоговые поступления многократно возрастут благодаря выводу зарплат из тени. “Даже если ставка ЕСН составит 5%, серые схемы обойдутся предпринимателям дешевле и уклонение от налога будет продолжаться”, – рассуждает другой чиновник Минфина. Обналичить средства можно за 5–7%, а перевести сотрудников на аутсорсинг, чтобы они числились в фирме, работающей на упрощенке и не уплачивающей соцналог, – 6%, подтверждает руководитель налогового подкомитета “ОПОРы” Александр Паперно.

Но предприниматели уверяют, что ради экономии 5–10% фонда оплаты труда они рисковать не станут. Снижение ЕСН до 10–15% решило бы проблему “конвертных зарплат”, полагает замгендиректора Завода ВМС Максим Ткач: “Предприниматели пошли бы на легализацию, тем более что и работники заинтересованы в официальной зарплате, дающей возможность брать кредиты в банках”. Чиновник Минфина, однако, считает, что бизнес откажется от схем, только когда у налоговиков будет вся информация о расходах граждан, а наказание за уклонение от налогов станет неотвратимым.

Платить соцналог компании будут лишь тогда, когда в обмен на него государство предоставит сотрудникам компаний приемлемого качества медицинские и социальные услуги, считает замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков.