Заработать на GM


Поздно вечером в понедельник компания General Motors подписала с Минэкономразвития и петербургской администрацией соглашения о строительстве автомобильного завода, заявил вчера вице-губернатор Михаил Осеевский. По его словам, закладка завода произойдет в промзоне Шушары в середине июня, во время Петербургского экономического форума. От дальнейших комментариев он отказался, сославшись на соглашение о конфиденциальности. Один из чиновников Смольного сообщил, что петербургский проект GM предусматривает на первом этапе создание сборочного производства мощностью 25 000 автомобилей в год, которое обойдется компании примерно в $115 млн. По его словам, в ближайшее время петербургское правительство выделит компании под изыскательские работы участок в 70 га в промзоне Шушары, а строительство завода начнется не ранее начала следующего года. Первую продукцию – автомобили Chevrolet Captiva и еще две абсолютно новые модели, находящиеся в разработке, на платформе J-300 – предприятие выпустит не ранее начала 2008 г.

Директор по коммуникациям GM по Центральной и Восточной Европе Марк Кемпе подтвердил подписание соглашений с Минэкономразвития и Петербургом о строительстве завода, но отказался сообщить подробности проекта, сообщив, что они будут опубликованы “в ближайшие дни”.

Петербург постепенно становится центром российского автомобилестроения. В Шушарах начала строительство своего завода мощностью 50 000 машин Toyota, а Nissan в конце апреля объявила о планах по созданию здесь производства мощностью 50 000 автомобилей и стоимостью $200 млн. Концентрация автопроизводств на территории города положительно скажется на каждом из них, полагает вице-президент Toyota Motor Manufacturing Russia Итиро Тиба. По его мнению, вслед за производителями в Петербург могут прийти и традиционные поставщики автокомплектующих, что облегчит автоконцернам локализацию производства. По его словам, в некоторых странах у Toyota и GM есть общие поставщики.

Местные производители рассчитывают на иностранные концерны. Стекольный завод стоимостью 200 млн евро собирается построить рядом с Шушарами Русская содовая компания. Ее гендиректор Валерий Закоптелов утверждает, что компания собирается участвовать в тендерах на поставку автостекла GM и Toyota. Аргументом в ее пользу может стать, по словам Закоптелова, использование технологии американской компании PPG, которая поставляет стекло этим автогигантам. Председатель совета директоров петербургского поставщика Ford “Интеркос-IV” Борис Лазебник утверждает, что его компания готова поставлять GM штампованные детали, сварные конструкции кузова и другие части. “Как только станут понятны детали проекта, мы сразу же выйдем к GM со своими предложениями”, – говорит Лазебник. На часть инвестиций GM будут претендовать также строители и поставщики стройматериалов, уверен президент строительной компании “Стэп” Дмитрий Кунис. По его оценке, строительные работы обойдутся GM примерно в $50 млн, из которых около половины может достаться местным субподрядчикам и поставщикам. В качестве генподрядчика, по словам Куниса, скорее всего будет выбрана международная компания, обладающая опытом и финансовым ресурсом для такого проекта. Например, подряд на строительство петербургского завода Toyota достался турецкой Enka.

С нетерпением ожидают Chevrolet петербургской сборки и дилеры GM. По итогам прошлого года эта марка занимала шестое место по объему продаж. В прошлом году в Петербурге продано 4688 машин GM, в том числе 3077 Chevrolet. Из них 2688 были собраны в Корее. Завод поможет решить проблему квот, которая отрицательно сказывается на объемах продаж Chevrolet, считает директор по продажам автоцентра “Перспектива” Дмитрий Самигуллин. Гендиректор компании “Мультимоторс” Андрей Соколов ожидает, что одна из разработок на базе J-300 станет обновленной Chevrolet Lanos, на которую в его компании приходится около 50% продаж данной марки. По словам Соколова, эту машину стоимостью около $9000 приходится сейчас ждать до двух месяцев. А начальник отдела продаж “Капитал-авто” Антон Новиков утверждает, что Chevrolet Captiva, сделанная в Корее, появится в продаже ближе к осени и будет стоить $30 000–35 000. Местное производство может снизить цену автомобиля на 15%, полагает продавец.

“Компании, заявляющие сейчас о планах по строительству заводов, реализуют почти идентичные по мощности и стоимости проекты”, – отмечает президент Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. “Все они незначительны в масштабах мирового производства и могут быть безболезненно закрыты в случае, если компания откажется от проекта”, – считает Коровкин.