Магазины стали товаром


До конца 2006 г. большинство МУПов будет ликвидировано, а их помещения выставлены на аукцион – такое решение было принято в конце мая большинством депутатских голосов в горсовете. По словам директора департамента имущественных и земельных отношений мэрии Николая Диденко, всего планируется продать 27 помещений общей площадью более 17 000 кв. м. По данным мэрии, в 2004 г. вводилось в эксплуатацию около 30 000 кв. м торговых площадей в городских зданиях, в 2005 г. – 50 000 кв. м, в основном это магазины на первых этажах жилых домов. Стартовую цену помещений магазинов мэрия определила в среднем в 16 000–22 000 руб. за 1 кв. м. Всего чиновники рассчитывают получить от продажи имущества не менее 336 млн руб. (вместе с магазинами решено продать гостиницу “Центральная” площадью 5300 кв. м).

По мнению депутата горсовета Эдуарда Кожемякина (бывшего владельца сетей “Квартал” и “Крепость”, которыми сейчас владеет его жена Людмила Кожемякина), помещения МУПов вызовут большой интерес у ритейлеров. “Будут продаваться старейшие известнейшие магазины Новосибирска – “Урожай” на ул. Ленина, “Аккорд” на ул. Гоголя, “Золотой колос” на ул. Ленина, “Сибирский каравай”, “Золотая нива”. Эти магазины находятся либо в центре, либо в людных, проходных местах”, – поясняет депутат. Он не исключает, что муниципалитету удастся выручить большую сумму. Кожемякин напоминает, что магазин “Школьник”, расположенный напротив “Золотого колоса”, в мае 2006 г. при стартовой цене в 16 млн руб. был продан за 109 млн руб., 1 кв. м обошелся победителю аукциона почти в $9000. По словам Кожемякина, персонал МУПов (около 500 человек) будет уволен, людям выплатят пособия и трудоустраиваться они будут самостоятельно.

По словам директора департамента потребительского рынка мэрии Сергея Андреева, МУПы сегодня – “пережиток социалистической торговли”. Эти предприятия дают лишь около 0,5% общего розничного товарооборота Новосибирска. По формальным признакам их нельзя назвать банкротами, но очевидно, что с приходом эффективного собственника отдача от магазинов увеличится в несколько раз.

Ритейлеры довольны решением муниципалитета приватизировать торговые помещения. О своих планах поучаствовать в аукционах говорят в группе компаний “Сенсация” (франчайзи “Пятерочки”). По словам директора по корпоративному управлению “Сенсации” Александра Агеева, компания планирует до конца года увеличить количество “Пятерочек” с 35 до 62 и помещения бывших МУПов для нее привлекательны. “Сенсацию”, по словам Агеева, заинтересуют аукционы, на которых будут выставлены помещения в спальных районах и на окраинах. “Они лучше подходят для мягкого дискаунтера, каким и является “Пятерочка”, – поясняет Агеев. Однако покупать помещения на окраине дороже 45 000 руб. за 1 кв. м в компании не готовы. Приобрести площадки и самостоятельно строить небольшие магазины будет дешевле, рассуждает Агеев.

По 50 000 руб. за 1 кв. м готов покупать помещения в Новосибирске собственник алтайской сети “Мария Ра” Александр Ракшин. Экспансия “Мария Ра” в Новосибирск началась в прошлом году, но ее расширение сдерживает дефицит торговых площадей. По словам Ракшина, для сети интересны практически все помещения МУПов – как на окраинах, так и в центре. “Но даже за помещения в самом центре продуктовая сеть не может платить более 50 000 руб. за 1 кв. м”, – убежден Ракшин. По его мнению, при ценах в $9000 за 1 кв. м об окупаемости магазина придется забыть – лучше заключить договор долевого участия при строительстве жилого дома или строить самостоятельно. “Мы будем участвовать в аукционах, – говорит директор сети “Сибириада” Алексей Касимов. – Помещения интересуют нас как для расширения сети, так и для инвестиций в недвижимость”. Для расширения розничной сети цена в 45 000–50 000 руб. за 1 кв. м будет предельной, а если говорить об инвестициях, то мы готовы платить значительно выше, добавляет Касимов.