Вагонер ушел из Северной Америки


На днях GM объявила о смене руководителя своего самого проблематичного подразделения – GM North America. На смену Рику Вагонеру придет Трой Кларк, возглавляющий сейчас подразделение GM в Азиатско-Тихоокеанском регионе (GM Asia Pacific). Официальное назначение Кларка на пост произойдет 1 июля, заявили в компании.

Вагонер возглавил GM North America в апреле прошлого года, после того как подразделение зафиксировало квартальный убыток в $1,5 млрд. Причиной финансовых неприятностей автоконцерна в Северной Америке стали многочисленные маркетинговые просчеты, приведшие к снижению продаж, и непомерные социальные выплаты работникам местных заводов. За год руководства подразделением Вагонеру удалось достичь соглашения с профсоюзом United Auto Workers (UAW) о снижении выплат по медицинскому страхованию, им была инициирована программа по досрочному выводу на пенсию 126 000 работников GM и ее бывшей “дочки” – производителя запчастей Delphi. Принять программу уже согласились 20 000 работников GM. В начале нынешнего года вступила в силу новая программа ценообразования, призванная уменьшить размер скидок на автомобили. Тем не менее убыток GM North America в 2005 г. составил $8,2 млрд – 80% от общей суммы убытка автогиганта за прошлый год, а выручка подразделения снизилась за прошлый год почти на 10% до $104 млрд. За I квартал нынешнего года подразделение зафиксировало убыток в $462 млн.

“У нас еще много работы, тем не менее нескольких важных моментов в нашем плане по оздоровлению бизнеса мы уже достигли”, – заявил позавчера Рик Вагонер. Так, уже несколько месяцев GM ведет переговоры с UAW о сокращении в два раза почасовой оплаты работников Delphi, которые не хотят идти на уступки и угрожают компании забастовкой. Также среди задач GM North America сокращение издержек на $7 млрд, запуск новых моделей легковых автомобилей и грузовиков, модернизация технологий и усиление бренда GM, сказано в пресс-релизе GM.

“В послужном списке Троя немало свершений [...] у него прекрасные отношения с профсоюзами в США”, – заявил Вагонер. Аналитики также приветствуют назначение Кларка на должность президента GM North America. “Господин Кларк умеет вести переговоры с профсоюзами, они его уважают. Сейчас, когда североамериканскому подразделению GM нужно прежде всего наладить отношения с профсоюзами, назначение такого человека очень своевременно”, – говорит аналитик Casesa Shapiro Group Джон Касеса.

51-летний Кларк работает в GM уже 33 года. В 1997 г. был назначен директором по производству подразделения GM в Мексике, а в 2001 г. – вице-президентом, отвечающим за связи с профсоюзами, головного офиса автоконцерна в Детройте. Во время пересмотра контрактов с рабочими в 2003 г. он выступал в качестве главного представителя GM в переговорах с профсоюзами. В 2004 г. Кларк возглавил GM Asia Pacific. За два года руководства этим подразделением он, в частности, сумел вывести GM в лидеры продаж на китайском рынке, обогнав Volkswagen. После ухода Кларка с этой должности его место займет Дэвид Рейли, который сейчас является гендиректором GM Daewoo. (WSJ, FT, 30–31.05.2006, Вера Сурженко)