“Газпром” не обойдешь

Александр Рязанов предупредил Repsol, что считает сделку неправильной, “поскольку актив там проблемный”/ С. Портер

Общая стоимость проекта по организации поставок ямальского газа в Северную Америку – $5,5–6 млрд. В эту сумму входят разработка Южно-Тамбейского месторождения с запасами 1,2 трлн куб. м газа, строительство завода первоначальной мощностью 7,5 млн т сжиженного газа в год, газопровод от месторождения до завода и отгрузочный терминал. Изначально лицензия на Южно-Тамбейское месторождение принадлежала “Тамбейнефтегазу”, 74,9% акций которого владеют три фирмы, подконтрольные предпринимателю Николаю Богачеву. Остальные 25,1% прошлым летом купило у “Новатэка” ООО “Газпромбанк Инвест”, входящее в группу “Газпром”. Тогда же лицензия была переведена на компанию “Ямал-СПГ”, созданную для привлечения иностранных инвесторов в проект освоения Южно-Тамбейского месторождения. Сейчас, по словам Богачева, на рассмотрении в ФСФР находится проспект эмиссии акций “Ямал-СПГ” на 6 млрд руб. Планировалось, что 51% от нее выкупит “Тамбейнефтегаз”, но “Газпромбанк Инвест” участвовать в эмиссии отказался, поэтому всю эту долю выкупят структуры Богачева. И 49% “Ямал-СПГ” предназначены для иностранных инвесторов. Предварительное соглашение об участии в проекте еще в феврале было достигнуто с Repsol, а позднее к ней присоединились Shell и Petro Canada. Планируется, что доли первых двух из этих компаний составят по 21%, а третьей – 7%.

Но не тут-то было. Как рассказал “Ведомостям” заместитель председателя правления “Газпрома” Александр Рязанов, примерно 10 дней назад к нему приходили представители Repsol и обсуждали возможную сделку с “Тамбейнефтегазом”. “Я высказал им свое мнение, что считаю эту сделку неправильной, поскольку актив там проблемный”, – заявил топ-менеджер.

Еще в апреле гендиректор “Газпромбанк Инвеста” Владимир Ксендзовский направил первому зампреду комитета по безопасности Госдумы Михаилу Гришанкову письмо, в котором пожаловался на неправомерный, с его точки зрения, перевод лицензии с “Тамбейнефтегаза” на “Ямал-СПГ”. Как указано в письме, лицензию перевели в течение нескольких дней между покупкой акций “Тамбейнефтегаза” “Газпромбанк Инвестом” и появлением последнего в реестре акционеров компании. В результате, пишет гендиректор, “группа “Газпром” утратила прямое участие в проекте разработки Южно-Тамбейского месторождения”. Он также отмечает, что структуры Богачева всячески препятствуют участию его компании в управлении “Тамбейнефтегазом”.

В связи с этой жалобой депутат обратился в МВД, результатом чего стала выемка документов в офисе “Тамбейнефтегаза”, которую милиционеры провели две недели назад. Сейчас, как сообщил “Ведомостям” пресс-секретарь департамента МВД по борьбе с организованной преступностью и терроризмом Олег Ельников, идет изучение этих документов и о каких-либо выводах говорить пока рано. А представитель “Газпромбанк Инвеста” сказал “Ведомостям”, что следующим шагом компании в защите своих интересов может стать обращение в суд.

Богачев же все обвинения “Газпромбанк Инвеста” отметает. Он говорит, что перевод лицензии был проведен вполне законно, и отмечает, что без этого невозможно привлечь иностранных партнеров с их деньгами и технологиями, а значит, и реализовать проект. “Мы предлагали им участвовать в эмиссии “Ямал-СПГ”, но они отказались, – говорит он. – “Газпромбанк Инвест” – это еще не “Газпром”. А с ним мы договоримся. Если он [“Газпром”] захочет участвовать в проекте, продадим ему такую долю, какую он пожелает”.

А Рязанов в беседе с “Ведомостями” отметил, что у “Тамбейнефтегаза” хорошее месторождение, но там, где оно расположено, нет никакой инфраструктуры. “Поэтому без “Газпрома” этот проект реализовать сложно”, – заключил он.

Что думают об этом потенциальные иностранные участники проекта, “Ведомостям” выяснить не удалось. Представители Shell в московском и лондонском офисах дать комментарии отказались. В Repsol их получить не удалось и также не удалось связаться с Petro Canada. Но аналитик ИК “Проспект” Дмитрий Мангилев уверен, что в нынешней ситуации ни Repsol, ни любая другая иностранная компания ни за что не решится войти в новый газовый проект в России без одобрения “Газпрома”. “У всех перед глазами яркий пример с ТНК-ВР, которая не может начать освоение Ковыктинского месторождения, так как “Газпром” считает это преждевременным”, – поясняет эксперт.