Оборотни с калькулятором


Сергей Степашин обнародовал вчера свою версию спецоперации, в центре которой оказались сенатор от Калмыкии Левон Чахмахчян и ряд сотрудников контрольного ведомства. Информацию о посредниках, предлагавших повлиять на выводы Счетной палаты за $3 млн, он получил от главы совета директоров компании “Трансаэро” Александра Плешакова, сообщил Степашин “Интерфаксу”. По результатам проведенной незадолго до этого проверки СП настаивала на компенсации таможенным органам 14 млрд руб. платежей, сэкономленных компанией. Узнав о попытке махинации, Степашин обратился к директору ФСБ Николаю Патрушеву. О планируемых задержаниях были заранее оповещены президент и главы обеих палат парламента. Этим можно объяснить оперативность, с которой сенат приступил к зачистке рядов: операция была проведена в пятницу, а уже в субботу спикер Совета Федерации Сергей Миронов направил представление в Калмыкию об отзыве Чахмахчяна. После того как с калмыцкого сенатора будет снята неприкосновенность, может встать вопрос о возбуждении уголовного дела и в его отношении, говорит источник в Генпрокуратуре.

Источники в СП утверждают, что претензии к “Трансаэро” могут вообще не появиться в итоговой версии отчета – это не основной пункт в докладе аудитора Владимира Панскова об итогах проверки Шереметьевской, Внуковской и Домодедовской таможен, который был сделан 2 июня на коллегии СП. “На коллегии высказывалось недоумение по поводу того, что этот вопрос вообще появился, а итоговый отчет о проверке готовится с учетом обсуждения на коллегии”, – утверждает источник. Вчера же прокуратура сообщила, что главный бухгалтер возглавляемой Чахмахчяном Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества Игорь Арушанов и помощник аудитора Армен Оганесян (зять Чахмахчяна) задержаны в рамках уголовного дела, возбужденного по 159-й статье УК (“Мошенничество”). “Задержанные требовали у некоего предпринимателя $1,5 млн за исключение негативной информации из акта проверки, проведенной Счетной палатой”, – говорится в сообщении. По сведениям источника в СП, также отстранен от занимаемой должности один из подчиненных аудитора Владимира Панскова, начальник инспекции Владимир Федоткин. Степашин обещал продолжить разоблачения.

Эксперты невысоко оценивают возможность вовлечения аудиторов СП в коррупционные схемы. Внести изменения в документы СП проще через технических работников, полагает бывший аудитор СП Владислав Игнатов: “Аудитор готовит отчет о проведенной проверке и представляет его на утверждение коллегии СП. Но за окончательный выход документов отвечает аппарат палаты”. Игнатов не исключает, что сотрудники СП вообще непричастны к этой истории, а “посредники” были обычными мошенниками. Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов отмечает, что это первый коррупционный скандал, в центре которого оказалось ведомство Степашина. “Мне известны несколько попыток повлиять на результаты проверок, но они доводились до конца, даже если приходилось менять инспекторов”, – говорит Кабанов.