“Соцопрос” инвестфондов


Холдинг ищет инвесторов именно среди инвестиционных фондов, уточнил Милехин. “У нас репутационный бизнес, мы не можем брать деньги у какой-нибудь финансово-промышленной группы”, – объясняет он ограничения. Директор по корпоративным связям Delta Private Equity Partners Екатерина Пантелюшина подтвердила получение инвестиционного предложения от Romir. Но вице-президент этого фонда Кирилл Дмитриев прямо сказал “Ведомостям”, что Delta вряд ли будет инвестировать в Romir. “Потенциал рынка [коммерческих исследований] невелик, и Romir monitoring будет сложно достигнуть значимого масштаба”, – считает он. Представители других инвестиционных компаний, опрошенные “Ведомостями”, отказались комментировать возможные переговоры с Romir. А директор управления корпоративных финансов Росбанка Ян Яновский сомневается, что исследовательский холдинг заинтересует крупных портфельных инвесторов, хотя “в преддверии выборов оборот Romir должен серьезно вырасти, что повысит его инвестиционную привлекательность”.

Как стало известно “Ведомостям”, специализирующийся на коммерческих исследованиях российский холдинг Romir monitoring ищет портфельного инвестора. Эту информацию подтвердили президент холдинга Андрей Милехин и Денис Кабакчи, глава консалтинговой компании MVP, участвующий в переговорах Romir с инвестиционными фондами. В Romir отказались назвать конкретные фонды, с которыми ведутся переговоры, и условия сделки.

Но знакомый с ходом переговоров источник пояснил “Ведомостям”, что Romir заинтересован в продаже блокирующего пакета головной компании холдинга и долгосрочном кредитовании на общую сумму в $7–10 млн. По сведениям собеседника “Ведомостей”, этим предложением уже заинтересовались созданный Борисом Федоровым UFG Private Equity Fund и венчурный фонд ЕБРР Eagle Venture Partners. Однако подтвердить у представителей этих фондов наличие интереса к Romir не удалось – они затруднялись с ответом.

Участники российского рынка исследований оценили его в $150–160 млн за прошлый год, а ежегодный прирост – в 20%. Лидируют в этой отрасли филиалы и представительства международных исследовательских агентств – ACNielsen, TNS Gallup, GFK, Ipsos, Comkon-Research International. Андрей Милехин ставит свою компанию “в семерку крупнейших по выручке”, но это недостаточно крупный бизнес для портфельных инвесторов, полагают конкуренты Romir. Представитель крупной исследовательской компании оценил прибыль Romir monitoring не более чем в $150 000 в год, заметив что “доходность остальных игроков выше”. “Приобретение на “любителя”, – говорит представитель компании “Бизнес Аналитика”. – Romir monitoring занимается в большой степени социологией и политическими исследованиями”. Но оба собеседника “Ведомостей” согласились, что продажа доли Romir инвестфондам будет первой сделкой такого рода среди российских исследовательских компаний.

“Мы можем показать не меньшую доходность, чем розничная торговля”, – обещает Милехин. Российский рынок исследований оценивается всего в $160 млн, а голландский – в $800 млн, рассуждает он, при этом участие одного россиянина в опросах обходится всем заказчикам не дороже 77 центов, а, например, британца – в $40. “В таких условиях не сложно расти на 30–60% в год, это мы и обещаем потенциальным инвесторам”, – говорит Милехин. А дополнительные средства его компании нужны для “покупки небольших специализированных компаний, создания новых исследовательских продуктов, развития франчайзинговой сети и усиления команды”.