Евро мешает экспортерам


ЕЦБ увеличил ставку на 0,25%. Повышение ставок в Европе началось с декабря 2005 г., до этого они пять лет держались на уровне 2%. Поводом к нынешнему повышению стала высокая инфляция в зоне евро, в мае она вновь превысила установленный ЕЦБ потолок в 2%, составив 2,5%. Процентные ставки в ЕС все еще “слишком низки”, заявил председатель ЕЦБ Жан-Клод Трише. “Мы продолжим пристально следить за всеми событиями в экономике ЕС, чтобы обеспечить стабильность цен”, – добавил он. Выражение “продолжим пристально следить” в лексике ЕЦБ означает “повысим в ближайшие несколько месяцев процентные ставки еще раз”, отмечает экономист Bank of America Холгер Шмидинг. Постепенное повышение ставок во всем мире может создать для России проблемы, заявил зампред Центробанка Константин Корищенко: “Можно говорить о снижении объема денег, росте их стоимости и, как результат, меньшей доступности”.

Вместе с ЕЦБ ставки повысили центробанки Южной Кореи, Турции, Индии, ЮАР и Дании. Как сообщает Bloomberg, на фоне этих сообщений доллар вырос по отношению к 14 из 16 наиболее активно торгующихся мировых валют.

Решение ЕЦБ не стало неожиданностью: большинство опрошенных Bloomberg и Reuters экономистов предсказали рост на 0,25%, лишь немногие ждали повышения на 0,5%. Накануне заседания ЕЦБ против резкого повышения высказались министры финансов стран ЕС, посчитавшие, что оно слишком сильно укрепит курс евро к доллару. А удорожание евро повредит экспортерам, ведь у них прибыль в долларах, а издержки в евро. Так же думает МВФ, во вторник сообщивший об этом министрам финансов ЕС. МВФ посчитал обоснованным “ограниченное” повышение ставок, предупредив, что условий для длительного и серьезного их роста в европейской экономике нет.

От укрепления евро страдают прежде всего производители товаров массового потребления. “Наши продажи в США падают”, – жалуется представитель итальянской фармацевтической компании Mediolast Клаудио Нани. Но экспортеры адаптируются. За январь – февраль экспорт из ЕС в США вырос на 13,5% против прошлогоднего (на США приходится более 25% европейского экспорта). На продажи компании Gucci, например, валютные колебания не влияют. Пользуясь силой бренда, поставщик эксклюзивных сумочек поднял цены в американских бутиках. Другая тактика у DaimlerChrysler – она расширила производственную базу в США. Число рабочих на открытом в 1993 г. заводе по производству внедорожников М-класса в Алабаме в 2005 г. было удвоено, увеличено количество собираемых моделей. (Использованы материалы FT и WSJ.)