Заработать чуть больше


С надбавкой

Лето только началось, а уже несколько банков предложили своим вкладчикам специальные “летние” вклады. В основном это региональные и некрупные столичные банки. СДМ-банк, Всероссийский банк развития регионов (ВБРР), Газэнергопромбанк и другие (см. таблицу).

“Основные особенности этих депозитов – ограниченный срок, в течение которого они открываются, а также повышенные по сравнению с постоянно действующими вкладами ставки”, – объясняет начальник департамента розничного бизнеса банка “Зенит” Алексей Розоренов. Действительно, ставка вклада “Лето” в самарском банке “Волга-кредит” на 0,5–2 процентных пункта выше базовых. В СДМ-банке ставка по сезонному вкладу на 1–2,5 пункта (в зависимости от валюты) выше, чем по аналогичным постоянно действующим депозитам. На 1,5 пункта выше доходность летнего вклада Газэнергопромбанка.

Некоторые банки идут другим путем. Они не разрабатывают новые летние продукты, а предлагают более выгодные условия по уже существующим. Так, например, поступил ростовский банк “Центр-инвест”. До 31 августа он принимает средства на рублевый вклад “Депозит сроком на 1 год” по ставке на 0,5% выше стандартной.

Иногда летом банки предлагают вклады на короткий срок на некрупную сумму, снабдив их сервисными функциями, которые обычно доступны только клиентам с серьезными суммами, инвестирующим на долгий срок. Так, ВБРР ввел пополняемый вклад “Отпускной” на срок 90, 120, 240 дней с минимальной суммой 10 000 руб., аналога которому в постоянной линейке вкладов нет. “В другое время пополняемые вклады мы открываем только сроком на год на сумму от 500 000 руб.”, – говорит начальник управления маркетинга ВБРР Сергей Степанов.

Бесплатные приложения

Некоторые банки отказываются от специальных сезонных вкладов и повышения ставок по действующим, но предлагают клиентам иные “летние” бонусы в обмен на их деньги. В частности, Московский кредитный банк в течение лета дает возможность тем, кто открывает срочный депозит, бесплатно оформить пластиковую карту (Maestro, MasterCard Standart, MasterCard Gold, MasterCard Platinum в зависимости от суммы и вида открытого вклада) и не берет комиссию за первый год обслуживания.

А банк “Союз” в рамках акции “Союзное лето” бесплатно выдает карты Visa Classic или MasterCard Mass с бесплатным обслуживанием в течение всего срока их действия. Но здесь пластик на безвозмездной основе могут получить только те, кто купил в компании “Ингосстрах” полис выезжающих за рубеж со страховой суммой $50 000 стоимостью $20. А при покупке полиса с покрытием $75 000 (он стоит $25,5) банк предоставит бесплатно карту Visa Gold или MasterCard Gold. Но за ее обслуживание придется заплатить половину от обычного тарифа – $45 в год. В обоих случаях для получения карты открывать депозит в самом банке не нужно.

Доброхоты

Однако полагать, что банки устраивают такие акции лишь от большой любви к клиентам, не стоит. “Дело в том, что летом традиционно снижается финансовая активность граждан, в пору отпусков люди склонны тратить, а не сберегать”, – объясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По ее словам, у банков в летний период снижаются объемы привлечения средств, так что они вынуждены предлагать вкладчикам более выгодные условия.

С ней согласна и директор департамента розничного бизнеса Оргрэсбанка Наталья Карачевцева: “К концу лета больше людей тратят деньги на отпуск, на ремонт, на крупные покупки. Банки готовятся к этому периоду заранее, стараясь привлечь как можно большее количество клиентов уже в начале лета”.

Зампред правления банка “Авангард” Валерий Торхов говорит, что сезонные акции – это известный маркетинговый прием. “В период их проведения предлагаются более привлекательные проценты, которые банки не могут платить на постоянной основе”, – рассказывает он. Алексей Розоренов добавляет, что при этом размер процентной надбавки зависит от потребности банка в средствах и доходности от проводимых с ними операций.

Зампред правления СДМ-банка Владимир Луценко признается, что появление летнего вклада – это часть политики банка, направленной на повышение лояльности клиентов. А по словам Степанова из ВБРР, с помощью летнего предложения банк стимулирует свои продажи услуг и привлекает новых клиентов.

По мнению Орловой, в этом году банки должны быть особенно активны, потому что “значительная часть средств частных клиентов уходит из банков в паевые фонды”. “В этом году возможно не только снижение объемов привлечения, но и даже некоторый отток”, – считает она.

Но пока лишь в небольшом количестве банков введены специальные программы для привлечения клиентов. Розоренов сообщил, что банк “Зенит” не будет вводить летние вклады, потому что ставки по стандартным достаточно привлекательны и в обновлении нет экономической целесообразности.