Купить НПЗ у Кувейта


“Лукойл” участвует в тендере на покупку НПЗ в Роттердаме, заявил в пятницу президент компании Вагит Алекперов. Этот завод принадлежит государственной Kuwait Petroleum Corporation (KРC) и способен перерабатывать 80 000 баррелей нефти в день (примерно 4 млн т в год), что составляет 7% голландской нефтепереработки. Завод производит не только топливо, но и сырье для нефтехимической промышленности.

Представитель Kuwait Petroleum International (KPI – подразделение КРС, отвечающее за переработку вне Кувейта) подтвердил “Ведомостям” проведение этого тендера, но сообщить какие-либо подробности о нем отказался, сославшись на закрытость этой информации. В мае Reuters со ссылкой на президента KPI Абдуллатифа аль-Хоути сообщило, что компания получила 15 предложений о покупке НПЗ, а среди претендентов – государственные нефтяные компании из Европы и Латинской Америки, а также частные компании. По словам президента, если будет предложена приемлемая цена, победитель определится в течение 6–9 месяцев.

Одна из стратегических целей “Лукойла” состоит в том, чтобы уравнять объемы переработки и добычи, говорит представитель “Лукойла” Геннадий Красовский, сейчас их соотношение составляет примерно 0,5:1. “Поэтому мы постоянно ищем возможности наращивания перерабатывающих мощностей, – говорит Красовский. – В среднесрочной перспективе компания хотела бы увеличить их на 250 000–300 000 баррелей в день [12–15 млн т в год]”. НПЗ в Роттердаме, по оценке Красовского, очень выгодно расположен и поставки с него были бы эффективны для “Лукойла” не только по Европе, но и в США, где компания владеет крупной сетью автозаправок.

Географическое расположение НПЗ позволило бы “Лукойлу” оптимизировать логистические цепочки при поставках сырья в Роттердам и нефтепродуктов оттуда, соглашается аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. Но не очень большая мощность предприятия, которое хочет купить “Лукойл”, по его мнению, вряд ли позволит компании заметно улучшить показатели. Нефтеперерабатывающие активы сейчас очень привлекательны, добавляет Борисов: если на рубеже нынешнего и прошлого веков маржа переработки составляла порядка $1 на баррель, а порой была и отрицательной, то теперь она достигает $5–8 на баррель. Это обеспечит серьезную конкуренцию на предстоящем тендере, полагает эксперт. Стоимость роттердамского НПЗ он оценивает минимум в $1 млрд.

Андрей Громадин из МДМ-банка называет еще большую цену: исходя из нынешней цены европейских НПЗ в $300–400 за тонну годовой переработки, роттердамский может стоить $1,2–1,6 млрд. Если “Лукойлу” удастся приобрести его, компания может получить дополнительный эффект за счет уже имеющегося у нее нефтепродуктового терминала в Роттердаме, отмечает Громадин.