Парадокс прибыли


Рекордные прибыли

В прошлом году нефтяной гигант получил рекордную в мировой корпоративной истории прибыль – $36,1 млрд. 30 января, в день обнародования результатов, ExxonMobil опубликовала рекламу в ведущих американских газетах, в которой отмечалось, что норма прибыли в других секторах (фармацевтике, банковском деле, производстве полупроводников) выше, чем в нефтяном.

Отвести внимание от своих феноменальных показателей, о которых в другой ситуации любая компания трубила бы на каждом углу, ExxonMobil заставил, как ни парадоксально, источник ее благосостояния – высокие цены на нефть. В то время как нефтяники получают рекордные прибыли, цена бензина на американских автозаправках приближается к психологической отметке $3 за галлон ($0,8 за литр). Среди общественности и политиков все громче раздаются голоса, призывающие брать с нефтяников дополнительные налоги, пересмотреть требования к слияниям и даже разделить нефтяных гигантов на несколько компаний. Один из законопроектов, внесенных в конгресс, предполагал ввести уголовную ответственность нефтепереработчиков, оптовых и розничных продавцов нефтепродуктов за “установление грабительских цен”.

В Тор-20 по размеру прибыли входят восемь нефтяных компаний, а первые три места занимают ExxonMobil, Royal Dutch Shell и BP (по рыночной капитализации в первой двадцатке списка FT 500 пять нефтяных компаний). Большинство получили рекордные прибыли по итогам 2005 г. благодаря росту цен на нефть. Большинству пришлось защищаться от нападок критиков, под огонь которых попадают и транснациональные компании из других секторов – банковского и фармацевтического.

У нефтяников, банкиров и фармацевтов, похоже, есть одна общая черта: потребители считают покупку их товаров и услуг необходимым, но при этом абсолютно рядовым, естественным действием. “Покупка бензина и лекарств – это вынужденная покупка. Люди считают это правом, а не привилегией. А “вынужденная покупка” плюс “высокие цены” равно “катастрофа”, – говорит Робин Уэст, который в администрации Рональда Рейгана отвечал за нефтяную политику США за рубежом, а теперь возглавляет консалтинговое агентство PFC Energy.

Но эти “вынужденные покупки” приносят баснословные прибыли продавцам: 14 из 20 крупнейших по размеру прибыли компаний – это банки, нефтяные и фармацевтические компании. Среди остальных – Wal-Mart, Microsoft и General Electric, которые и без того по поводу и без повода нередко попадают под огонь общественной критики.

Под огнем критики

В Японии, экономика которой недавно вышла из почти 15-летней депрессии, рекордные прибыли пока еще в основном воспринимаются как признак выздоровления корпоративного сектора. Однако, после того как в течение многих лет убытки служили обоснованием сокращения рабочих мест, некоторым японцам сегодня сложно понять, почему руководители компаний, несмотря на растущие прибыли, продолжают урезать зарплаты и штат. А для французской молодежи, которая этой весной протестовала против реформы трудового законодательства, рекордные прибыли, полученные в 2005 г. ведущими национальными компаниями, были все равно что красная тряпка для быка. Французская ассоциация по защите прав потребителей призвала ввести дополнительный налог на прибыль нефтяных компаний, который позволил бы собрать 25 млрд евро ($32,3 млрд). А некоторые политики, несмотря на громкие разговоры о защите национальных чемпионов, в число которых входит нефтяная компания Total, с сочувствием отнеслись к протестам против получения компаниями “чрезмерных” прибылей.

“Мне не нравится типичный англосаксонский способ управления компанией, который ставит целью только получение прибыли, а не что-нибудь еще”, – говорит акционер Total Фернан Суодо. В 2005 г. Total получила рекордную среди французских компаний прибыль – 11,6 млрд евро ($15 млрд). Однако нападки на прибыльные компании Суодо называет нелепыми. “Французы в целом не любят деньги и завидуют тем, у кого они есть”, – говорит он. “Со временем французы во всем разберутся, – добавляет Эль Арби Мубачир, другой акционер Total. – А политики – что они понимают? [Бывший президент Франсуа] Миттеран даже не знал, что такое акция!”

Может ли Total быть куплена другой компанией, спросил один из акционеров гендиректора Тьерри Демаре. “Лучшая защита [от поглощения] – иметь высокую рыночную стоимость и быть чрезвычайно прибыльной компанией”, – ответил тот.

Прибыль ничего не значит

Ответ Демаре характеризует то, что можно было бы назвать принципом социальной ответственности Милтона Фридмана. В 1970 г. будущий лауреат Нобелевской премии по экономике писал в статье, что единственная задача компании – зарабатывать деньги для акционеров. Все прочие выгоды – для государства, сотрудников, общества в целом – проистекают из исполнения этой обязанности. Однако общественные протесты, регулирующие нормы и нападки политиков, подрывали стремление к увеличению прибыли, наверное, с момента образования первой акционерной компании. “Существует представление, что получение компанией высоких прибылей должно в какой-то мере означать, что заработаны они нечестным путем в ущерб обществу”, – говорит представитель Британской банковской ассоциации. В результате компании осознали: чтобы защитить себя, нужно вернуть обществу часть своих заработков. Тот же Фридман писал: “В современном обществе с его широко распространенной антипатией к “капитализму”, “прибылям”, “бездушным корпорациям” [социальная ответственность бизнеса] это один из способов нарастить нематериальные активы [репутация, престиж, клиенты, бренд и т. д.]. Таким образом, затраты, побочным продуктом которых станет рост этих активов, полностью обусловлены собственными интересами корпорации”.

Кристиан Пиличовски, отвечающий за международные связи во французском профсоюзе рабочих металлургической промышленности, называет дьявольской логику, объясняющую необходимость гнаться за все более высокими прибылями. Даже после объявления о рекордных результатах топ-менеджеры заявляют, что конкуренция ужесточается, а значит, нужно еще больше сокращать затраты, жалуется Пиличовски. “Тот факт, что вы получили рекордную прибыль, не значит ровным счетом ничего, – говорит бывший директор по инвестициям UBS Global Asset Management Джеффри Дирмейер, ныне возглавляющий институт инвестиционных аналитиков CFA Institute. – Компании должны сказать: мы счастливы, мы получаем отличную прибыль – и мы инвестируем эту прибыль ради нашего будущего”. (FT, 10.06.2006, Михаил Оверченко)