“Газпром” начал войну


До середины 2005 г. лицензия на Южно-Тамбейское месторождение принадлежала “Тамбейнефтегазу”, 74,9% акций которого владеют три фирмы, подконтрольные предпринимателю Николаю Богачеву. Но 21 июня прошлого года акционером этой компании стал входящий в группу “Газпром” “Газпромбанк-инвест”, выкупивший 25,1% акций “Тамбейнефтегаза” у “Новатэка”. А уже 12 июля лицензия была переведена на компанию “Ямал СПГ”, которая была создана для привлечения иностранных инвесторов в проект освоения Южно-Тамбейского месторождения. “Ямал СПГ” собирался провести допэмиссию акций на 6 млрд руб., в результате которой 49% получили бы иностранцы (предварительно согласие на участие в проекте дали Repsol, Shell и Petro Canada), а контрольный пакет – “Тамбейнефтегаз”. Но “Газпромбанк-инвест” отказался участвовать в допэмиссии, поэтому контроль получат структуры Богачева. Общая стоимость проекта оценивается в $5,5–6 млрд.

“Ямал СПГ” собирался экспортировать газ самостоятельно, минуя экспортный канал “Газпрома”, а концерн не может этого допустить, отмечает начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. Поэтому он наверняка добьется возврата лицензии, а потом постарается получить контроль над “Тамбейнефтегазом”, полагает он. Ведь концерну нужно увеличивать свои запасы, а такой способ самый верный. Пока прогнозировать результат судебных разбирательств рано, полагает партнер юридической фирмы A.S.T. Legal Анатолий Юшин. Но если у “Ямал СПГ” действительно нет оборудования для работы на месторождении, банку будет гораздо проще доказать, что лицензия была переоформлена не из экономических соображений, говорит он.

Прежде чем приступить к проекту, иностранцы решили посоветоваться с “Газпромом”, и зампред правления концерна Александр Рязанов отрекомендовал им этот актив как “проблемный”. Вчера стало понятно почему. На прошлой неделе “Газпромбанк-инвест” подал в московский арбитражный суд заявление с просьбой признать незаконным приказ Роснедр о переоформлении лицензии с “Тамбейнефтегаза” на “Ямал СПГ” (его копия есть в распоряжении “Ведомостей”). Истец утверждает, что в нарушение закона “О недрах” “Тамбейнефтегаз” не передал “Ямал СПГ” имущество, необходимое для деятельности, а у новой компании нет лицензий, которые нужны для разработки месторождения. В иске говорится, что переоформление лицензии на “дочку”, в которой материнская компания владеет менее чем 100%, имеет смысл, только если другие акционеры “вносят в качестве вклада в уставный капитал значительные материальные ресурсы, которые бы позволили гораздо эффективнее осуществлять деятельность, указанную в лицензии”. Но новый акционер – Tambeygas (Holdings) – внес в уставный капитал лишь 49 000 руб., которых точно не хватит на разработку месторождения, указывает “Газпромбанк-инвест”.

В документе говорится, что “Тамбейнефтегаз” “не желает видеть в своем акционерном капитале компанию, имеющую государственные интересы”. А “переоформление лицензии преследовало только одну цель – причинить вред заявителю путем лишения его возможности участвовать в деятельности по освоению Южно-Тамбейского месторождения и получения прибыли от указанной деятельности”, заключает истец.

Богачев эти обвинения отрицает. “Если они подают в суд, будем решать проблему в судебном порядке. Все законно”, – сказал он. И уточняет, что сейчас компания ведет переговоры с “Газпромом” об участии концерна в проекте по поставкам сжиженного газа.

В Repsol, Shell и Petro Canada от комментариев отказались.

“Газпром” – не единственный претендент на “Тамбейнефтегаз”. Ранее Николай Богачев рассказывал “Ведомостям”, что его долей в компании интересовались многие. В частности, продать ему “Тамбей” предлагали представители газового трейдера, совладельца Rosukrenergo Дмитрия Фирташа. Но стороны не сошлись в цене. По словам источника, близкого к переговорам, Богачев просил за свой пакет $400 млн, но потенциальные покупатели посчитали эту цену завышенной.