Не Давос


“Этот форум вполне может претендовать на звание российского Давоса”, – сказала на одном из заседаний оргкомитета форума губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

“Давос – это маленькая швейцарская деревня, а Петербург – это Петербург, – возразил ей министр экономразвития Герман Греф. – По масштабу и замыслу это совсем другое мероприятие: мы не просто конкурируем – мы превосходим Давос”.

Задумали первый питерский форум мэр города Анатолий Собчак и вице-мэр, курировавший внешние связи, Владимир Путин. Но к моменту открытия они уже не работали в администрации, а приветственную речь произносил новый глава Владимир Яковлев. Участники прежних форумов в Петербурге рассказывают, что это была тоска. Да и чего ждать от мероприятия, которое проходило в последнее время под эгидой Межпарламентской ассамблеи стран СНГ?

В этом году президент Путин поручил организацию юбилейного форума Грефу. Идея заключалась в том, чтобы создать площадку для обсуждения не только российских, но и глобальных проблем, чтобы на ней, а не в Лондоне или Давосе собирались крупнейшие российские бизнесмены и чиновники.

Отныне первый день форума будет посвящен анализу развивающихся рынков (на этот раз обсуждались их конкурентные преимущества в глобализации), а второй – России, пообещал в приветственной речи Греф. А Матвиенко выразила надежду на то, что свободная дискуссия даст импульс рождению новых экономических идей.

Идеи появились в первом же выступлении двух колоритных шведов – профессоров Стокгольмской школы экономики и авторов книги “Бизнес в стиле фанк”. Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале, похожие, как братья-близнецы, – в одинаковых очках, с гладкими черепами, в белых водолазках и черных костюмах, перемещались по сцене, выразительно обмениваясь репликами и жестикулируя.

– Хорошая у вас погода, – замечал один. – Климат – это единственное, от чего мы зависим.

– В глобализации выиграет тот, кто предложит уникальную идею, – откликался другой. – США 100 лет привлекают мозги, потому что они не национальное государство, а идея.

– Для победы на глобальных рынках в основе компании должна лежать мечта.

– Для успешных людей психологический капитал важнее интеллектуального.

Итог этого мини-спектакля подвел министр иностранных дел Сергей Лавров: “Недостатка в идеях и мечтах у россиян нет и с психологическим равновесием все в порядке”.

Шведы вместе с первым заместителем управляющего директора МВФ Энн Крюгер разогрели публику для первого вице-премьера Дмитрия Медведева. Вице-премьер поразил гостей основательностью, подробно рассказав, какие именно преимущества помогут России занять достойное место в мире глобализации. Интересно, что на первое место Медведев поставил креативность русских людей, а природные ресурсы – только на второе.

Обсуждали доклады министры самых развивающихся стран – Бразилии, России, Индии и Китая (т. е. именно тех, которые инвестбанк Goldman Sachs объединил специальной аббревиатурой BRIC). Министр сельского хозяйства Бразилии Роберто Родригес сообщил, что глобализация разверзает все более глубокую пропасть между развитыми и развивающимися странами и для сохранения мира и стабильности нужно, чтобы развитые полностью открыли свои рынки для сельхозтоваров из развивающихся. Греф показал себя оптимистом: глобализация порождает страх, который заставляет лучшие умы думать над тем, как сделать конкурентоспособной ту или иную страну. Это, по мнению главного экономического ума России, дает шанс всем: “Миллиарды людей могут стать миллиардерами”. Министр торговли и промышленности Индии Камал Натх фактически предрек в этой войне победу своей стране: главным двигателем глобализации, на его взгляд, будет демография.

Несмотря на замах, Петербургу до Давоса пока далеко – представительности не хватает, считают опрошенные “Ведомостями” участники форума. По оценке замминистра экономического развития Кирилла Андросова, на форум съехалось около 5000 делегатов. В последнем Давосе участвовали 2340 делегатов из 89 стран, включая 735 лидеров компаний, 15 глав государств и 60 министров. А по мнению управляющего директора Delta Private Equity Partners Кирилла Дмитриева, не хватает свободной дискуссии – звучат в основном доклады и декларации.