Чиновников оценят


Правительство поддержало вчера представленный вице-премьером Александром Жуковым сводный доклад Минэкономразвития, увязывающий финансирование министерств с показателями их деятельности. Доклад основан на сложной иерархии целей правительства. Главные из них – повысить уровень и качество жизни населения, укрепить национальную безопасность, обеспечить высокие и устойчивые темпы роста экономики, сформировать условия для социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Эти фундаментальные цели разбиваются на 114 конкретных целей правительства, которые могут быть оценены гражданами и бизнесом, а уже на их основе сформулированы 325 измеряемых в цифрах показателей министерств. От них будет зависеть финансирование ведомств: например, Минфина – от снижения инфляции, Минсоцздрава – от сокращения численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, Минпромэнерго – от восприимчивости компаний к инновациям.

Представлять сводный доклад должен был замминистра экономразвития Андрей Шаронов, но накануне заседания премьер Михаил Фрадков поручил сделать это Жукову. Крупную артиллерию пришлось задействовать потому, что против подхода Минэкономразвития был министр финансов Алексей Кудрин. В замечаниях к докладу он назвал документ “формальным, не отражающим распределения ответственности федеральных органов”. Кудрин критиковал методологию формирования показателей и писал, что правительство перекладывает на министерства ответственность за их выполнение, часто не давая необходимых полномочий.

Жуков признал, что не все цели правительства удается “разложить” на показатели министерств, а сами они в 2005 г. не смогли достичь некоторых целей. Минсоцздрав не выполнил 11 из 54 показателей, Минобрнауки – 15 из 59, Минтранс – 4 из 17, МВД – 4 из 11, Минприроды – 3 из 19, Минфин – 2 из 18, Минэкономразвития – 1 из 35. В среднем министерства решили 70% поставленных задач. Эта деятельность оказалась не напрасной: за два года работы над докладами министерства переосмыслили цели деятельности и видят направление движения к ним, сказал Жуков. Англия, Швеция и Австралия потратили 8–10 лет, чтобы освоить ориентированное на результат бюджетное финансирование, напомнил вице-премьер. “Сводный доклад уже сейчас позволяет сравнить эффект от финансирования различных программ и принять решение – дать больше [денег] на образование, развитие села или высоких технологий”, – добавил Жуков.

Эти доводы не убедили Кудрина. Некоторые показатели совершенно не стыкуются с целями, заявил он. Нельзя винить за уровень смертности только Минздрав, а за недостижение уровня инфляции – Минэкономразвития или Минфин, “это результат работы всего правительства”, считает Кудрин. Сводный доклад задумывался для оценки качества программ и обоснованности расходов министерств, а теперь претендует на полномасштабную оценку их деятельности, недоволен министр, предложивший объединить доклад со среднесрочной программой социально-экономического развития – как инструмент расчета стоимости реформ. “Не дай бог использовать доклад в бюджетном планировании. Мы просто будем иметь неадекватный бюджет”, – считает Кудрин.

Шаронов уверен, что за этой критикой стоит нежелание Минфина делиться полномочиями. Набор показателей и способы их измерения с каждым годом будут улучшаться, говорит Шаронов: “Граждане должны знать, чем конкретно заняты правительство и министерства, как используются бюджетные деньги и как это меняет качество жизни”. За 2–3 года сводный доклад может стать инструментом бюджетного планирования, поддержал его Жуков. Понравилась работа над целями и министрам. А Фрадков поручил Минфину анализировать влияние расходов на достижение целей уже при работе над бюджетом-2007. По результатам достижения ведомствами заявленных целей премьер предложил принимать и кадровые решения в отношении руководителей министерств. “[Раньше] все делалось на уровне соски и младенца, но ребенок-то растет, и сейчас надо проверять, что у вас там творится, в детской комнате: у вас там игрушки по всем углам разбросаны и памперсы [не] меняли”, – призвал премьер.

Минфину удобнее обсуждать вопросы бюджетного финансирования с каждым министерством в отдельности, а бюджетирование по результату выводит на первые роли Минэкономразвития, поясняет подоплеку дискуссии чиновник Белого дома: “Опираясь на выполнение показателей, приоритеты бюджетного финансирования сможет определять Минэкономразвития”.