Вернулись со щитом


На одном из балконов, в отдалении от публики и в молчаливом одиночестве, программу слушал Владимир Спиваков. В этот вечер огни рампы освещали не его, а скрывавших волнение молодых людей, выходивших за пульт ведомого им Национального филармонического оркестра России. Все они – стажеры оркестра, причем самые лучшие: оркестровая коллегия придирчиво отобрала семерых из семнадцати.

Оркестр, где играют зубры, и молодой дирижер – незавидное сочетание. Неизвестно, уложится ли он в скудные репетиционные часы, сумеет ли найти с музыкантами взаимопонимание, да и вообще, молодость и неопытность лидера часто дает испытанным бойцам негласное право держаться сложившихся традиций и не слишком посматривать на дирижерскую палочку.

Результат, между тем, превзошел ожидания: монстр не сожрал одиночек. Внимание и доброжелательность оркестра были на высоте, и все семеро смогли отрекомендоваться перед публикой как мастера профессии.

В первом отделении особенно приятное впечатление произвела молодая дама. Ксения Жарко, работающая ныне в театре “Московская оперетта”, изящно провела оркестровую пьесу Равеля Alborada del gracioso – что было, наверное, непросто, поскольку вся пьеса состоит из прихотливо меняющихся ритмов и хитроумно устроенных пряных созвучий. Но Ксения Жарко купалась в этих сложностях, как русалка в родной стихии. Обликом нежная Мелизанда или Дюймовочка, она воплощала прямую противоположность типу дирижера-властелина, но все ее показы были четки и зрительно эффектны, а шаловливое подпрыгивание на последней ноте точно соответствовало эффектному окончанию.

Главным героем второго отделения стал Азиз Шохакимов – 16-летний маэстро с определенным опытом: он успел поработать со всеми узбекскими оркестрами, а также дирижировал оперой “Кармен” в Ташкентском театре. Юный дирижер, безусловно, обладает харизмой и чувствует свое призвание: вот у кого в жесте присутствует властность и твердая воля. Увертюра Вебера к опере “Оберон” прозвучала под его управлением рассчитанно по темпу, эмоционально упруго и звучала очень неплохо.

На основании первых, мимолетных впечатлений я не намерен называть этих двоих объективно лучшими, упомяну и других участников променада – Денис Власенко, Сергей Кисс, Александр Соловьев, Петр Киселев, Андрей Истомин. В следующий раз выходить перед публикой к Национальному филармоническому оркестру России им придется не скоро. К ним присматриваются для того, чтобы поручить им работу вторых дирижеров – тех, кто репетирует с оркестром перед тем, как за пульт встанет Владимир Спиваков. Или Джеймс Конлон, или Томас Зандерлинг, постоянно выступающие с НФОРом, или гастролеры. Но, возможно, через год опыт повторится, и состав семерки не обязательно будет тот же. Среди публики был и Теодор Курентзис, тоже штатный дирижер НФОРа, который предлагает идею: в следующий раз дать молодым дирижерам партитуры современных молодых композиторов. Это очень важно: молодые лидеры способны состояться как творческие величины лишь в том случае, если, наряду с овладением профессией, они займутся продвижением идей – репертуарных, стилевых, общехудожественных. Пока же променад-концерт стажеров подтвердил, что дирижерская профессия молодеет. О кризисе профессии нередко тоже говорят, и справедливо. В этом споре эксперимент Дома музыки стал скорее аргументом против.