Нескромная “Наста”


“Наста” входит в финансовый холдинг, образованный Роспромбанком, лизинговой компанией “РПБ-Лизинг” и НПФ “Гелиос”. Владельцем этого холдинга на рынке считают бизнесмена Михаила Николаева. До 2004 г. Николаев сам управлял “Настой”, а затем поставил у руля Гарри Делба, хорошо знакомого бизнесмену по работе в банке “Юнибест”, компании “Юнибест-Импекс” и Роспромбанке. Делба разработал стратегию развития компании и возможные варианты повышения капитализации “Насты”. Одним из них стала продажа части акций страховщика стратегическому зарубежному партнеру.

Теперь президент “Насты” рассказал, какой долей в компании Николаев готов поделиться с иностранцами. По словам Делба, в течение ближайших недель “Наста” заключит соглашение с инвестбанком Deutsche UFG, который займется поиском партнера, готового купить 25%-ный пакет страховщика. Эту долю топ-менеджер оценил в $50 млн, а всю компанию – в $200 млн. “Но 25% капитала никому покупать не интересно, поэтому я полагаю, что сейчас будет продано 25% с трехлетним опционом еще на 25%”, – оговаривается Делба.

В Deutsche UFG детали соглашения с “Настой” обсуждать отказались. Узнать у Николаева, кого из иностранцев он хотел бы видеть в партнерах, также не удалось – он находится за границей. Но Делба уверяет, что долей в “Насте” уже заинтересовался Goldman Sachs – в качестве портфельного инвестора. В инвестбанке от комментариев отказались, а остальных потенциальных покупателей Делба называть не стал. “Мы бы хотели, чтобы это был активный участник [мирового страхового] рынка, который предоставит “Насте” свой бренд, технологии и проч., – рассказал страховщик “Ведомостям”. – А выбирать акционеры, скорее всего, будут из трех-четырех компаний”.

Хотя зарубежные игроки давно присматриваются к российским компаниям, покупать иностранцы пока никого не спешат, отмечает замгендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов: “Среди российских страховщиков мало прозрачных, с адекватными для иностранцев отчетностью и портфелем”.

Иностранцы могут обратить внимание на “Насту”, поскольку та имеет развитую филиальную сеть, полагает гендиректор “Стандарт-резерва” Виктор Юн: “Значимость региональной премии в структуре доходов страховщиков сейчас возрастает”. Теоретически “Настой” могут заинтересоваться Generalli или чешская Ceska pojistovna, активные игроки в Восточной Европе, рассуждает гендиректор “Ренессанс страхования” Николай Клековкин. К их числу финансовый директор “Росно” Андрей Скворцов относит и австрийскую Wienna Insurance Group.

Но конкуренты “Насты” сомневаются, что собственная оценка компании близка к реальной. Цифра $200 млн – “слишком оптимистичная”, полагает гендиректор “Альфастрахования” Владимир Скворцов. По расчетам Юна, компания может стоить от $50 млн до $100 млн. Скворцов из “Росно” полагает, что больше $150 млн “Наста” не стоит. А замгендиректора “Русского мира” Евгений Гуревич обращает внимание на структуру портфеля “Насты”, где 75% приходится на автострахование. “У транспортного страхования велики колебания убыточности, этот вид очень рисковый, поэтому оценка завышена”, – резюмирует Гуревич.

Сам Делба не только уверен, что “Наста” стоит $200 млн, но и прогнозирует двукратный рост стоимости компании через два года – разумеется, с помощью ресурсов западного партнера. По мнению Клековкина, благодаря росту страхового рынка “Наста” сможет вырасти вдвое в течение трех лет.