Чайка сменил мундир


Разобрались за 20 минут

О том, что на должность нового генпрокурора Путин предложил Чайку, сенаторы узнали утром. Но комитету Совфеда по правовым вопросам хватило 20 минут, чтобы обсудить его кандидатуру и единогласно рекомендовать утвердить ее на пленарном заседании палаты 23 июня.

Представитель президента в Совфеде Александр Котенков на заседании комитета главным достоинством Чайки назвал 20-летний опыт работы в Генпрокуратуре. “Неужели вас не интересует, все ли у нас нормально с исполнением законов? Не каждый день мы назначаем генпрокурора”, – попытался расшевелить коллег спикер Сергей Миронов. Сенатор от Калмыкии Михаил Капура поинтересовался, считает ли Чайка необходимым переподчинить органы прокуратуры другому ведомству. Чайка ответил, что это “преждевременно”, вспомнив, что подобный опыт в Казахстане не удался. “Функции следствия должны остаться у Генпрокуратуры. На соседских ошибках надо учиться и к любой реформе прокуратуры подходить бережно и взвешенно”, – поставил точку в этом вопросе будущий генпрокурор.

Сенатор от Липецкой области Анатолий Лысков вспомнил недавние заявления замгенпрокурора Владимира Колесникова о нехватке политической воли для борьбы с коррупцией, а сенатор от Чечни Муса Умаров поинтересовался у претендента, требуется ли создание отдельного органа по борьбе с коррупцией. “И политической воли, и координации с другими ведомствами для борьбы с преступностью, и в частности с коррупцией, достаточно”, – отрезал Чайка, разъяснив сенаторам, что создание отдельных структур не нужно, а “каждый должен делать свое дело добросовестно”.

Не худший вариант

Сотрудники Минюста не могут вспомнить про своего начальника “ничего яркого” и отмечают прежде всего корректный стиль общения с подчиненными. “Он человек достаточно ровный, хотя за работу спросить может жестко”, – говорит сотрудник Минюста. В Генпрокуратуре официально обсуждать личность будущего начальника отказались, но один из сотрудников ведомства рассказал “Ведомостям”, что Чайка – “не худший вариант и не будет рубить сук, на котором ему сидеть”, и подвергать Генпрокуратуру реформе. Но это не означает, что новый генпрокурор обойдется без кадровой чистки. Некоторые из заместителей генпрокурора, например нынешний и. о. генпрокурора Юрий Бирюков, а также кое-кто из работников ведомства с Северного Кавказа, приведенных Устиновым, постепенно будут уволены, прогнозирует сотрудник ведомства. Устинов не раз публично подвергал критике Минюст. В ежегодных докладах бывшего генпрокурора деятельность министерства Чайки оценивалась как провальная. “Будет странно, если Чайка не перетряхнет аппарат Генпрокуратуры и не избавится от наиболее преданных Устинову людей”, – предположил сенатор, близкий к органам прокуратуры. Политолог Андрей Рябов полагает, что если Чайка “увлечется кадровой чисткой”, то на посту генпрокурора не задержится.

Таким авторитетом, как Устинов, Чайка пользоваться не будет и защитить прокуратуру от реформы, если она нагрянет, не сможет, уверен сотрудник Минюста. “При новом руководителе с этим ведомством [Генпрокуратура] можно будет делать все, что угодно, в том числе и лишить функций следствия и надзора”, – добавляет он. В ходе административной реформы правительства 2004 г., напоминает собеседник “Ведомостей”, Чайка во многом сдал позиции своего ведомства. Минюст практически утратил контроль за подчиненными ему федеральными службами исполнения наказаний, регистрации и судебных приставов. На последней коллегии сам министр публично жаловался, что без разрешения представителя ФСИН он теперь не может попасть на территорию исправительного учреждения. Минюст не смог удержать за Росрегистрацией полномочия по регистрации и контролю за СМИ.

Источник в правительстве предположил, что возглавить Минюст может полпред в Южном округе Дмитрий Козак, но источник в окружении Козака категорически опроверг эту возможность.

Никуда без президента

Сенатор Анатолий Лысков полагает, что на новой должности Чайка сконцентрируется на борьбе с коррупцией. Но в принятии любых решений Чайка будет оглядываться на Кремль, добавляет однокурсник и бывший начальник Чайки экс-генпрокурор Юрий Скуратов. А Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем считает, что рассуждать о том, какой теме посвятит себя Чайка, бессмысленно, главное, что он будет подотчетен лично президенту, а не отдельным группировкам во власти, в том числе борясь с коррупцией. “Устинов претендовал на роль идеолога кампании по борьбе с коррупцией, а Чайка будет техническим генпрокурором, строго выполняющим указания президента”, – соглашается Алексей Макаркин из Центра политических технологий. А президент Института национальной стратегии Станислав Белковский считает, что при Чайке Генпрокуратура перестанет быть главным инструментом передела собственности и “ночным кошмаром” для бизнесменов.