Неравноценный обмен


В распоряжении “Ведомостей” оказалось письмо председателя Счетной палаты (СП) Сергея Степашина спикеру Совета Федерации Сергею Миронову. Степашин анализирует “состояние и доходный потенциал” регионов на основании отчетов региональных администраций. Обобщил эти данные аудитор Сергей Рябухин. Налоговые новации последних лет очень больно ударили по доходам регионов. Отмена дорожного налога в 2003 г. лишила их 129,4 млрд руб. В 2004 г. потери были еще больше: снизилась региональная доля платежей за негативное воздействие на окружающую среду и пользование недрами, отменили налог с продаж, центру отошли платежи за пользование лесным фондом. Всего регионы потеряли 165,5 млрд руб. доходов, подсчитали аудиторы. В 2005 г. в пользу центра изменилось распределение налога на прибыль, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых – и региональные бюджеты недосчитались 199,7 млрд руб. В 2006 г. регионы лишились еще 100,8 млрд руб. из-за изменения правил уплаты акцизов на алкоголь, земельного и подоходного налогов. Всего из-за налоговых новаций 2003–2006 гг. региональные бюджеты потеряли почти 600 млрд руб. доходов, а приобрели новые налоговые доходы на 52,9 млрд руб., резюмирует СП.

Ситуация усложняется тем, что в доходах регионов 80% сейчас составляют поступления от федеральных налогов, влиять на которые территории не могут. А вот федеральные законодатели до сих пор вправе предоставлять льготы по региональным и местным налогам. Из-за этого, по данным СП, в 2003–2005 гг. регионы недополучили 15% доходов. Правительство пытается компенсировать территориям бюджетные потери, но компенсации совершенно неадекватны, считает СП. Например, в 2005 г. налоговые реформы лишили бюджет Магаданской области 349,9 млн руб., а на поддержку сбалансированности бюджета центр перевел всего 19,6 млн руб. – 5,6% потерянного. Еще в 37 субъектах Федерации трансферты из федерального бюджета намного меньше налоговых потерь.

Из-за этого разрыв в социально-экономическом развитии территорий увеличивается, пишут аудиторы. Десять богатейших регионов дают 55% всех налоговых поступлений, и, если бы не помощь центра, доходы бюджета на душу населения в самом бедном регионе были бы в 193 раза меньше, чем в самом богатом. Лишь в 17 регионах подушевой доход выше среднероссийского, а в 72 регионах (где живет 75,3% населения страны) – ниже среднего. Чтобы преодолеть угрожающую тенденцию, аудиторы предлагают ввести трехлетний бюджет, чтобы территории могли лучше прогнозировать свои доходы, а также дать им право регулировать льготы по налогу на землю, имущество граждан и подоходному налогу.

Аудиторы лукавят, убежден руководитель департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров. В своих расчетах они не учитывают, что благодаря снижению налогов в регионе ускоряется экономический рост и увеличиваются налоговые поступления, объясняет он. Доказательство тому – постоянный рост налоговых доходов территорий (с 2003 по 2005 г. – в 1,7 раза). Объем финансовой помощи центра при этом не растет, как и количество высокодотационных регионов, подчеркивает Лавров. Его вывод подтверждает Александр Андряков из Экономической экспертной группы. По его расчетам, объем финпомощи центра в 2004 г. был 2,3% ВВП, в 2005 – 2,4% ВВП. А согласно правительственным бюджетным проектировкам, помощь будет снижаться и дальше: в 2006 г. центр переведет регионам 448,3 млрд руб. (1,7% ВВП), а в 2007 г. – 462,85 млрд руб. (1,53% ВВП).

А Илья Трунин из Института экономики переходного периода разделяет оценки аудиторов. “Не секрет, что все реформы последних лет были направлены на централизацию налогов”, – говорит он. Но в России эта централизация имеет смысл: не все имеют на своей территории природные ресурсы, а вот разный уровень налога на прибыль приводит к недобросовестной налоговой конкуренции, да и перерегистрация крупного налогоплательщика из одного региона в другой может стать катастрофой для бюджета его прежней “прописки”, объясняет Трунин.

“Для нашего края выводы Счетной палаты справедливы”, – говорит представитель Пермского края в Совете Федерации Татьяна Попова. По ее словам, регионам сейчас важнее всего “не менять ничего хотя бы три года” и лишить федеральных законодателей права устанавливать льготы по региональным и местным налогам. “Регионы от финансового кризиса в последние годы спасло только то, что у всех быстро росли доходы. Но отбирали явно больше, чем давали”, – соглашается председатель бюджетного комитета верхней палаты Евгений Бушмин. По его словам, центр должен давать регионам не денежные компенсации, а стабильные источники налоговых доходов. “Лучший способ это сделать – заменить НДС налогом с продаж, поступления от которого полностью перевести на региональный уровень”, – убежден сенатор.