Буш покончит с Гуантанамо


Приезд Буша на ежегодный саммит ЕС – США стал первым за последние 27 лет визитом президента США в столицу Австрии. Накануне International Herald Tribune опубликовала интервью с председателем Европейской комиссии Мануэлем Баррозу, в котором тот предупредил, что “попрание гражданских прав во имя борьбы с террором” как раз и “станет победой террористов“. А канцлер Австрии Вольфганг Шюссель пообещал передать Бушу требования правительств стран ЕС закрыть тюрьму в Гуантанамо. Лагерь на базе ВВС США в Гуантанамо, в котором без решения суда содержатся 490 иностранных граждан, подозреваемых американскими властями в причастности к терроризму, часто становится центром скандалов. Последний из них разгорелся 10 июня, когда там повесилось трое заключенных.

Буш согласился с европейцами и после саммита заявил, что “хочет покончить с Гуантанамо”. Многих заключенных он пообещал отправить домой, а других, которых назвал “хладнокровными убийцами”, предать американскому правосудию. “Буш хотел продемонстрировать единство американского и европейского подходов к решению внешнеполитических проблем”, потому и уступил нажиму европейцев, полагает эксперт Европейского института изучения проблем безопасности Марчин Забороуски.

“Из-за возмущения американцев и под воздействием международного сообщества наш президент наконец-то понял, что соблюдение законности и прав человека – основное условие борьбы с терроризмом”, – говорит Тимоти Ромер, член комиссии по расследованию терактов 11 сентября. Но речь не идет о том, что Буш закроет лагерь “в более или менее отдаленной перспективе”, полагает эксперт American Enterprise Institute Джон Фортье.

Другой ключевой темой саммита стало обсуждение иранского ядерного досье. Здесь США пока поддерживают дипломатические усилия европейцев, рассказывает представитель Еврокомиссии Эмма Адуин. Но эксперт Chatham House Ричард Уитман считает, что именно этот вопрос может породить разногласия между ЕС и США. На пресс-конференции Буш уже предупредил, что США не устраивает намерение Ирана дать ответ на предложения “шестерки” в конце августа. Он добавил, что, за стол переговоров США сядут, как только Иран прекратит обогащать уран.