В ожидании бесплатных входящих


“Рекомендация Россвязьнадзора по цене на услугу завершения вызова на сети мобильной связи в размере $0,035 (0,95 руб.) за минуту соединения не в полной мере учитывает наши издержки”, – объясняет пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. “Разумная доля доходов сотовых операторов должна составить 1,35 руб. в минуту (около $0,05)”, – продолжает пресс-секретарь “Вымпелкома” Юлия Остроухова, добавляя, что в течение июля “Вымпелком” будет “уточнять” свою тарифную политику. Тарифная политика “Мегафона” также будет корректироваться, говорит пресс-секретарь этой компании Марина Белашева. “Цены на исходящие звонки точно повысятся, ведь с введением CPP вырастут наши издержки, – объясняет она. – С 1 июля, передавая звонок другому оператору, мы должны будем платить ему за минуту соединения не менее 0,95 руб. До сих пор межоператорские таксы были ниже”.

Внедрение в России принципа CPP (Calling party pays, или “платит звонящий”) изрядно запутало абонентов. Сама по себе отмена платы за входящие звонки должна привести к уменьшению их расходов на разговоры по мобильнику примерно на 10% – такую долю доходов пока приносят сотовым операторам вызовы, поступающие на телефоны их абонентов с фиксированных телефонов. Но сотовые компании предупредили, что после отмены платных входящих могут повысить цены на исходящие звонки.

Насколько могут вырасти тарифы, представители операторов “большой тройки” не признаются. “МТС будет менять тарифы постепенно, по мере изучения ситуации на рынке и поведения абонентов”, – говорит Алявдин. А “Вымпелком”, по словам Остроуховой, еще надеется убедить Россвязьнадзор повысить сумму, причитающуюся сотовым операторам за “приземление” звонков с фиксированных телефонов. “Мы считаем нынешний тариф обоснованным, но не исключаем, что он будет пересматриваться и может как увеличиться, так и уменьшиться”, – передал “Ведомостям” замруководителя Россвязьнадзора Евгений Чечельницкий.

“Подорожание звонков на телефоны других операторов у нас составит до 14%”, – рассказывает пресс-секретарь “Уралсвязьинформа” Валерий Костарев. Но коснется оно только тарифных планов с платными входящими, подключение к которым было прекращено еще в апреле, уточняет он. При этом цена на внутрисетевые вызовы и допуслуги останется прежней. “Вымпелком” также повысит стоимость исходящих звонков лишь в давно действующих тарифных планах, и то не во всех, говорит Остроухова.

“По нашим подсчетам, с 1 июля абоненты “Вымпелкома” станут платить за связь примерно на 8% меньше за счет отмены платных входящих, – рассказывает она. – Даже если впоследствии нам придется повысить тарифы, совокупные затраты абонентов все равно останутся более низкими, чем сейчас”. После корректировки тарифов затраты абонентов на голосовую связь сократятся примерно на 15%, а средний счет абонента (ARPU) – на 8–9%, подтверждает Костарев из “Уралсвязьинформа”.

А вот в МТС и “Мегафоне” с обещаниями не торопятся. “Мы считаем, что с введением CPP затраты абонентов останутся на прежнем уровне”, – говорит Алявдин. “Расходы не снизятся существенно”, – солидарна с ним Белашева.

Люди привыкают тратить на связь определенную сумму и, скорее всего, продолжат тратить столько же, соглашается аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. Но директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов сомневается, что операторам удастся переложить на абонентов свои потери от отмены платных входящих. “Спрос очень эластичен: если исходящие звонки ощутимо подорожают, люди станут меньше говорить, и операторы все равно недополучат доходы”, – считает он. Впрочем, сотовые компании сделали все, чтобы предотвратить серьезное падение своих доходов, – например, перешли от посекундной тарификации к поминутной (что автоматически повышает расходы подписавшихся на эти тарифные планы абонентов на $0,2–0,3 за разговор), а также привязали свои расценки в у. е. к фиксированному курсу, существенно превышающему курс ЦБ, напоминает аналитик “Мобильного форума” Алексей Бойко. Поэтому в долгосрочной перспективе счета абонентов вырастут, полагает он.