Покорить Турцию


“Лукойл” планирует до конца 2006 г. принять решение о покупке в Турции одного из нефтеперевалочных терминалов на побережье Черного моря и строительстве нового НПЗ в этой стране. Об этом сообщило агентство Argus Media со ссылкой на представителя базирующейся в Турции компании “Лукойл Евразия Петрол”. О каком терминале идет речь, он не уточнил. Кроме того, по его словам, “Лукойл” изучает возможность аренды сети АЗС в Турции. “Речь идет об аренде заправочных станций сроком на 10–15 лет с возможной пролонгацией”, – сказал представитель “Лукойл Евразия Петрол”.

По оценке Argus, в Турции потребляется чуть менее 20 млн т светлых нефтепродуктов в год, из которых до 70% приходится на дизельное топливо. А покупка терминала позволит “Лукойлу” контролировать до 15% турецкого рынка светлых нефтепродуктов.

Турция, как и другие страны черноморского бассейна, входит в зону стратегических интересов “Лукойла”, подтверждает источник в головном офисе компании. “У нас уже есть серьезные активы в этом регионе, и мы намерены их наращивать”, – сказал он. По его словам, компания сейчас изучает турецкий рынок и уже решено, что в Турции появятся заправки “Лукойла”. Но пока договоренностей о покупке конкретных активов нет, уточняет собеседник “Ведомостей”.

“Расширяя сегмент переработки, “Лукойл” следует в русле мировой тенденции. Все ведущие западные компании продают больше готовых продуктов, чем добывают сырья”, – отмечает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. У ConocoPhillips, например, нефтедобыча составляет 1,6 млн баррелей в день, переработка – 2,3 млн баррелей, а объем продаж – около 3 млн баррелей. По мнению эксперта, такая политика обеспечивает более низкую рентабельность, чем у компаний, больше ориентированных на добычу (как “Сургутнефтегаз”), зато у них гораздо больше выручка, а именно она решающим образом влияет на рост капитализации. К тому же такие компании в меньшей степени зависят от колебаний нефтяных цен. Борисов отмечает также, что турецкий рынок выгоден для “Лукойла” с точки зрения логистики. Заполучив сбытовую инфраструктуру в этой стране, компания сможет увеличить загрузку своих НПЗ в Одессе и Бургасе (Болгария) и поставлять оттуда морем нефтепродукты в Турцию. “Таким образом “Лукойл” частично решит для себя проблему перегруженных турецких проливов”, – резюмирует эксперт.

Предыдущие попытки российских нефтяников покорить турецкий рынок удачными не назовешь. Еще в 1993 г. ЮКОС создал там с местным партнером совместное предприятие, которое договорилось с правительством о покупке у госкомпании Petrol Ofisl 53 АЗС и получило разрешение на строительство 100 новых. ЮКОС даже начал поставки нефти под этот проект, но реализовать его так и не удалось – приватизация в стране была приостановлена. А в 2004 г. “Татнефть” в консорциуме с турецким концерном Zorlu победила в тендере на покупку 66% акций компании Tupras, которая обеспечивает 85% нефтепереработки в стране. Но турецкий “нефтяной” профсоюз выступил против сделки, и после многочисленных судебных разбирательств правительство аннулировало итоги тендера. Год спустя на новых торгах победу одержали Shell и ее турецкий партнер, заплатившие втрое больше, чем предлагали их предшественники.