Минюст боится Устинова


В пятницу Владимир Путин в очередной раз всех удивил, назначив министром юстиции экс-генпрокурора Владимира Устинова. В министерстве царят “траурные настроения”, говорит чиновник Минюста, “ждем больших перестановок”. Он напоминает, что под крылом Чайки укрылись многие бывшие сотрудники прокуратуры, не сработавшиеся с Устиновым. Уже три начальника департаментов Минюста подали в отставку, добавляет источник. По его информации, Чайка не намерен усиливать прокуратуру приведенными с собой кадрами. По словам другого источника в Минюсте, новый генпрокурор взял к себе лишь одного из глав департаментов Минюста.

В марте на расширенной коллегии Минюста в присутствии президента Чайка жаловался на автономность подведомственных служб и отсутствие слаженного взаимодействия между ними. Так, руководство ФСИН министр раскритиковал за “головокружение от самостоятельности”. Автономность этих служб сложилась исторически, а Чайка был лишь координатором, подтверждает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Главный судебный пристав Николай Винниченко – однокурсник вице-премьера Дмитрия Медведева, директор ФРС Сергей Мовчан был начальником секретариата президента ОАО РЖД Владимира Якунина, а эти персоналии аппаратно намного сильнее Чайки, который не принадлежал ни к каким группам влияния, добавляет эксперт.

Административная реформа нечетко разграничила полномочия Минюста и ФСИН и возникло противостояние, говорит руководитель общественного совета при министре юстиции Валерий Борщев. Во многих регионах представителей Минюста даже не пускают в колонии, отмечает он. Но волевое давление со стороны нового министра вызовет лишь противодействие, уверен эксперт и советует Устинову искать согласованную позицию, как это делал Чайка.

Были вопросы у прежнего руководителя Минюста и к ФРС, которая “рьяно занялась войной с правозащитными организациями, а министр этого не одобрял”, вспоминает Борщев. Руководители политических партий сетуют, что так и не разобрались, от кого из начальников в Минюсте зависит решение их проблем с регистрацией. “Несколько месяцев назад мы добились встречи с Мовчаном, он нам предложил исправить недочеты, но с тех пор не отвечал на звонки, не было ответа и от министра, которому мы написали месяц назад”, – рассказывает сопредседатель Республиканской партии России Владимир Лысенко. Несогласованность в действиях разных служб Минюста отмечает член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена, занимающийся конфликтом между выселяемыми жителями Южного Бутова и судебными исполнителями: Мосрегистрация не зарегистрировала распоряжение мэра,, по которому поселок должен был пойти под снос, а служба приставов по решению судов приступила к насильственному выселению.

Устинов также нередко высказывал недовольство работой ФСИН и службой приставов. “С его приходом Минюст пойдет по пути закручивания гаек, – считает Лысенко. – Для экс-генпрокурора это понижение, и он будет стараться лишить службы автономии”. Но тогда Устинов вступит в противоречие с людьми из президентского окружения, замечает Макаркин: вряд ли они захотят, чтобы он целиком контролировал это ведомство, да и президент придерживается принципа равновесия. Так что службы сохранят высокую степень автономности, заключает он.

В отличие от Минюста настроение сотрудников Генпрокуратуры более спокойное, говорит источник в органах прокуратуры. По его словам, хотя на уровне заместителей и начальников ключевых управлений ожидается постепенная смена приведенных Устиновым кадров, но Чайка прямо сказал, что “революции” в прокуратуре не будет.