ЮКОС обид не забыл


ЮКОС обратился в британское управление по финансовому регулированию и надзору (FSA) с просьбой не допустить размещения акций “Роснефти” на Лондонской фондовой бирже (LSE), сообщила “Ведомостям” представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон. LSE выбрана менеджерами госкомпании в качестве единственной зарубежной площадки для IPO. По словам Дэвидсон, компания направила в FSA 33-страничный доклад. В нем говорится, что “Юганскнефтегаз” был незаконно экспроприирован “Роснефтью”. “Юганскнефтегаз” был куплен “Роснефтью” или для [“Роснефти”] <...> по заниженной цене, а сделка [по продаже этого актива] является мошенничеством в отношении акционеров и кредиторов ЮКОСа и самой компании”, – говорится в докладе, выдержки из которого Дэвидсон предоставила “Ведомостям”. “Включение в официальный список ценных бумаг, котируемых на Лондонской фондовой бирже, компании, не способной убедительно продемонстрировать, что ее актив был приобретен законным образом, может нанести вред интересам ее инвесторов <...> – гласит доклад. – Продажа акций компании, основной актив которой был куплен в подобных обстоятельствах, эквивалентна продаже криминальной собственности”. Подача доклада – инициатива менеджеров и совета директоров ЮКОСа, говорит Дэвидсон.

“Мы считаем, что приобретение “Юганскнефтегаза” было осуществлено в полном соответствии с российским законодательством”, – парирует представитель “Роснефти” Николай Манвелов. От дальнейших комментариев он отказался.

В декабре 2004 г. ЮКОС обратился в суд по делам банкротств в Хьюстоне, пытаясь предотвратить продажу “Юганска”. Но в марте 2005 г. суд решил, что дело не подпадает под его юрисдикцию. 31 мая 2005 г. ЮКОС подал иск с требованием признать недействительным аукцион по продаже “Юганска” в арбитражный суд Москвы. В марте 2006 г. суд отложил рассмотрение этого иска на неопределенный срок.

“[В отношении “Юганска”] ЮКОС сам выбирает пути решения своих проблем, – говорит временный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун. – Мне закон о банкротстве не позволяет оспаривать сделки, совершенные более чем за полгода до подачи заявления о банкротстве”. В FSA от комментариев отказались.

“ЮКОСу не стоит надеяться, что FSA приостановит IPO “Роснефти”, – считает управляющий партнер юрфирмы A.S.T. Legal Анатолий Юшин. – Британский госорган обратит внимание прежде всего на то, что ни один суд не признал продажу “Юганска” незаконной сделкой”. Инициатива ЮКОСа не более чем удар по имиджу “Роснефти” на Западе, добавляет эксперт.

“В случае если FSA решит не приостанавливать IPO “Роснефти”, не исключено, что мы обратимся с такой просьбой в Высокий суд Великобритании”, – говорит Дэвидсон. “Чтобы британский суд приостановил IPO “Роснефти”, ЮКОСу нужно будет доказать, что компания допустила нарушения при совершении сделки, – отмечает Юшин. – Но сделку организовывало государство, а “Роснефть”, даже будучи госкомпанией, ответственности за него не несет”. Или, добавляет эксперт, ЮКОСу нужно будет доказать, что “Роснефть” знала о нарушениях, допущенных государством, а это практически невозможно.