$16 млрд за часть Pfizer


За подразделение Pfizer, выпускающее обезболивающий крем Bengay, капли для глаз Visine и таблетки от простуды Sudafed, GlaxoSmithKline боролась до последнего. Еще одним участником конкурса была британская Reckitt Benckiser. Но Pfizer, принявшую решение о продаже актива в феврале, больше привлекли условия сделки с J&J, поступления от которой после налогов составят $13,5 млрд. Средства будут направлены на инвестиции в новые продукты и выкуп собственных акций на $17 млрд – на $7 млрд в 2006 г. и $10 млрд в 2007 г.

При оценке стоимости компаний потребительского сектора оптимальное отношение капитализации компании к прибыли составляет 20, у фармацевтических компаний – 15. Исходя из этого, Pfizer было выгодно продать подразделение, при том что изначально предполагаемая цена составляла $14 млрд.

В результате поглощения к ассортименту J&J прибавятся такие препараты Pfizer, как нейтрализующие кислоту средства Rolaids и Zantac, антиаллергическое лекарство Benadryl, средство от облысения Rogaine и крем для кожи Lubriderm.

Pfizer стала задумываться о перестройке бизнеса, по мере того как истекали сроки патентов на ее лекарства и росло производство дженерик-версий препаратов, выпускающихся конкурентами. Продажи потребительских товаров Pfizer в прошлом году выросли на 10% до $3,88 млрд, продажи лекарств по рецепту снизились на 4% до $44,28 млрд. На потребительское подразделение пришлось менее 8% продаж Pfizer и 4% операционной прибыли. По данным Hoover’s, выручка всей Pfizer в 2005 г. снизилась на 2,3% до $51,3 млрд, прибыль – на 28,8% более чем до $8 млрд.

Чтобы компенсировать падение продаж, компания увеличила дивиденды, ускорила процесс выкупа акций и начала кампанию по сокращению затрат на $4 млрд. Следующим шагом менеджмента, призванным увеличить стоимость доли акционеров, стала продажа потребительских марок.

J&J тоже необходимо что-то противопоставить снижению темпа роста продаж, прежде всего в фармацевтическом сегменте. Этот финансовый год может стать первым за несколько лет, когда рост выручки и прибыли составит менее 10%. Руководители J&J ожидают, что в 2005 г. выручка компании вырастет на 6–8%, что значительно меньше 12%-ного среднегодового роста в сложных процентах за предшествовавшие 10 лет.

J&J – агрессивный скупщик активов, находящийся в постоянном поиске объектов приобретения, которые необходимы для расширения. Одним из последних стал производитель дефибрилляторов Guidant Corp., но в начале этого года J&J пришлось уступить эту компанию Boston Scientific Corp. В результате покупки потребительского подразделения Pfizer выручка и прибыль J&J станут меньше зависеть от продаж лекарств по рецепту. В то время как Pfizer, очевидно, считает это направление наиболее приоритетным, J&J всегда проповедовала диверсификацию, что продемонстрировала и в истории с Guidant. (Использованы материалы WSJ, DJ, 26.06.2006.)