Региональный призыв


С тех пор как нефтяная компания Royal Dutch/Shell начала строительство на Сахалине завода по сжижению природного газа, она постоянно ищет сотрудников, согласных на работу в этом регионе. По словам HR-менеджера российского представительства концерна Натальи Петровичевой, специалисты, которые туда переезжают, в основном выпускники нефтяных вузов. “Те, кто себя успешно проявит, могут рассчитывать в будущем на работу в других представительствах Shell, так же как коммерческие специалисты – на повышение в Москву”, – говорит Петровичева.

Компенсационный пакет на время сахалинской ссылки – оплаченная компанией квартира (одна комната на одного члена семьи), медстраховка, посещение фитнес-центра и зарплата больше московской (в компании не разглашают размер предлагаемых компенсаций). При этом, по данным Росстата, средняя начисленная зарплата что в столице, что на Сахалине немногим больше 16 000 руб., при том что в апреле 2006 г. рост цен на продовольственные товары по отношению к предыдущему месяцу составил в Москве 0,2%, а на Сахалине – 0,8%. В конце прошлого года на заводе у Shell было более 150 вакансий, в основном технических – “механики, инженеры, операторы и другие”, рассказывает Петровичева. “На одну позицию поиск затягивается до 2–3 месяцев”, – говорит она. Петровичева затруднилась ответить, сколько вакансий остается открытыми, но пояснила, что проще всего было найти механиков и электриков, а наибольшие трудности – со специалистами-технологами по сжижению газа. При этом из 30 пришедших на собеседования требованиям компании удовлетворяют 10 кандидатов.

“Переезд [ориентированного на карьеру] сотрудника в регион давно стал нормой жизни, – считает Ольга Суворова, управляющий партнер компании Suvorova & Partners Executive Search. – Подчиненные соглашаются на такие перемещения, понимая, что все больше крупных российских и западных компаний, продвигая свой бизнес в регионы, сталкиваются с проблемой поиска высококвалифицированных специалистов”. Согласно опросу, проведенному в этом году Национальным союзом кадровиков (НСК), из 400 российских компаний, открывающих филиалы в регионах, 80% предпочитают направлять туда своих менеджеров и лишь 20% ищут управленцев на местах. “К последним, как правило, относятся не очень крупные фирмы, скупившие уже существующее производство и переоборудующие его”, – поясняет Софья Данилкина, председатель НСК.

Большие надежды

“Региональные позиции чаще всего привлекают молодых специалистов, чей опыт не позволяет занять достаточно высокую должность в Москве, – комментирует Ольга Ворошилова, руководитель департамента “Недвижимость” хедхантинговой компании Cornerstone. – Демонстрируя таким образом лояльность компании, они в глубине души рассчитывают на то, что через несколько лет смогут получить повышение и в головном офисе”. Если в 1990-е гг. длительная командировка в регионы рассматривалась как ссылка, то теперь это вполне реальная перспектива сделать быструю успешную карьеру и заработать первоначальный капитал, соглашается Данилкина из НСК.

Работодатели с этим не спорят. “Когда человек едет в незнакомый ему город на новый проект, его, естественно, беспокоят вопросы: “А что будет, когда проект закончится? А на какую позицию я вернусь?” – говорит Андрей Митюков, заместитель гендиректора “Северсталь-групп” по работе с персоналом. Если сотрудник успешно завершает проект, в “Северстали” по возвращении его ждет либо прежняя позиция, но с большим кругом обязанностей, либо новое, более высокое назначение, уверяет он. Еще будучи HR-директором компании “Свеза” (лесного дивизиона холдинга), он и сам однажды уехал из Москвы в Череповец на должность кадрового директора металлургического комбината. “Кроме того что мне предложили интересный проект, компания взяла на себя все заботы по переезду – компенсировала расходы на дорогу, обустройство семьи и предоставила служебную квартиру”, – рассказывает Митюков. Спустя семь месяцев он вернулся в столицу, где уже стал работать на уровне всего холдинга.

В решении менеджера, ехать или нет, многое также зависит от того, насколько существенно компания повышает ему зарплату. По словам Ворошиловой из Cornerstone, фиксированная часть оклада столичных специалистов, переселившихся в регионы, обычно не сильно отличается от московской, но работодатели выплачивают им всевозможные надбавки и бонусы, благодаря чему общая сумма увеличивается в несколько раз. Митюков, отец четверых детей, в Череповце получал почти в два раза больше, чем в Москве, и это, отмечает он, стало хорошим подспорьем для бюджета его семьи.

Не ждали

Но удачно карьера складывается далеко не у всех переселенцев. “Случалось, что человек, отработав два-три года на периферии, по возвращении в Москву оказывался не у дел”, – отмечает Майя Колосницына, консультант консалтинговой компании “Экопси Консалтинг”. В качестве примера она приводит историю начальника HR-отдела крупной нефтяной компании, которого несколько лет назад назначили на должность главы управления кадрами в одно из добывающих объединений Сибири. Когда тот по истечении срока контракта вернулся в Москву, оказалось, что к встрече с ним здесь не готовы и обещанной высокой позиции в компании нет. Между тем сотрудник приехал не с пустыми руками. “Теперь он от “а” до “я” знал производство и понимал людей, чей труд, по сути, создавал богатство компании”, – рассказывает Колосницына. Испугавшись ухода опытного специалиста к конкурентам, руководство предложило ему поработать на прежней позиции, увеличив при этом зарплату, и лишь через полгода, когда в результате конфликта в менеджменте освободилось место HR-директора, он смог занять соответствующую своему уровню должность.

“Некоторые работодатели полагают, что после двух-трех лет “ссылки” человек утрачивает понимание столичного рынка, поэтому и не заботятся о том, чтобы сохранить за ним место”, – объясняет причины такого отношения Юна Скобликова, гендиректор консалтинговой компании Green Street. Она также вспоминает случай, когда крупная торговая компания, отправив одного из своих сотрудников на два года в Барнаул в должности директора по развитию филиальной сети, предложила ему “для адаптации” еще два года после этого поработать в филиале компании в Санкт-Петербурге и только потом приняла обратно на позицию директора по развитию региональной сети.