Ювелирное искусство


Рене Флеминг приезжает в Петербург третий раз. Но в первый она спела только сцену письма Татьяны из “Онегина” на закрытом концерте к 300-летию Петербурга, а прошлый ее визит, когда она пела вместе с Дмитрием Хворостовским популярную программу с подзвучкой в БКЗ “Октябрьский”, оказался скорее курьезом, чем единицей концертной жизни.

Программа нынешнего концерта не была объявлена заранее. Проект же был нестандартен. Конспективно: чехи – Яначек, Сметана, французы – Лало, Массне, немцы – Корнгольд, Штраус. Рихард Штраус – один из главных героев репертуара Рене Флеминг. По ее словам, музыкальный язык Штрауса – это “универсальный язык”. В его дурманных гармонических сплетениях вокальная партия служит уху нитью Ариадны, и голос Флеминг – достойный проводник в этом лабиринте. В программе, прозвучавшей в Мариинке, остались Корнгольд и Штраус, добавились Верди, Пуччини и Чилеа, Сметану и Чайковского запланировали на бис. Нужно ожидать, что все остальные номера скоро появятся в записи, над которой сейчас работают Валерий Гергиев и Рене Флеминг.

Программа выбиралась спешно, из-за чего в программках, естественно, не было сведений не то что об операх Корнгольда, а даже о Штраусе и его поздней опере “Любовь Данаи”.

Флеминг все арии провела в актерском образе, и было видно, что она не мыслит арии и сцены вне контекста и не разделяет актерство и вокал.

В сложносочиненном мастерстве Флеминг на сияющий тембр голоса наслаиваются интеллект и эрудиция, чего стоит только отличная дикция на четырех языках. Органичное, будто врожденное владение Флеминг своим инструментом – голосом можно оценивать как отдельную эстетическую категорию. Силки, в которые попадает внимание слушателя, расставлены там, где мерцают нюансы: то она с упоением раскрашивает разными цветами длинную ноту, то ограняет короткие мотивы ювелирной динамикой.

Оркестровые фрагменты уравновесили программу популярной классикой. Вагнер и Верди в контексте программы были на месте, хотя если медные были слажены по времени, особенно в увертюре к “Тангейзеру”, то в балансе – нестройны. В траченной скрипичной фальшью увертюре к “Силе судьбы” распалась форма. Что до симфонической картины Бородина “В Средней Азии”, ее явление в этой программе было откровенно неуместным.

В аккомпанементе оркестр был ровно-однообразным. Валерий Гергиев не побеспокоил певицу неверным темпом или чересчур плотной звучностью, обеспечил комфортную звуковую подушку, но не более.

На пресс-конференции певица говорила, что ее оперный план расписан до 2011 г. Все же хочется верить, что и российские театры успеют похвастать оперной Флеминг. Но для этого, к сожалению, нужно существовать по расписанию, принятому в мире, и соответствовать мировым стандартам организации подобных событий.