Новинки DVD


«Избранные фильмы Дэвида Линча»: «Малхолланд Драйв», «Простая история», «Шоссе в никуда», «Человек-слон», «Дюна» (Mulholland Dr., The Straight Story, Lost Highway, The Elephant Man, Dune). США, 1980–2001, 653 мин. Режиссер Дэвид Линч. В ролях: Энтони Хопкинс, Наоми Уоттс, Стинг

В то время как мир ожидает премьеры нового фильма Дэвида Линча Inland Empire, российские поклонники этого режиссера могут насладиться коллекцией его прежних картин. Правда, культовые фильмы мастера в нее не вошли: ни дебютная «Голова-ластик», ни чарующий «Синий бархат», ни невероятный сериал «Твин Пикс». Однако последняя дилогия, построенная как лента Мебиуса («Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв»), а также гуманистические «Простая история» и «Человек-слон», безусловно, достойны того, чтобы иметь их дома. Старомодная и во многих отношениях чудовищная экранизация романа Фрэнка Херберта «Дюна» – зрелище на любителя. Впрочем, в нашей стране таких любителей полно.

«Следствие ведут знатоки» СССР, 1971, 376 мин. Режиссер Вячеслав Бровкин В ролях: Леонид Каневский, Георгий Мартынюк

За двадцать лет до рождения «Твин Пикса» у советских людей был другой предмет культа – тоже детективный, хотя и лишенный даже намека на мистику. «Следствие ведут знатоки» – гениально своевременный продукт, невероятным образом переживший свое время: теперь, в эпоху скороспелых криминальных сериалов, этот неторопливый цикл кажется образцом хорошего вкуса. Примешивается к этому, конечно, и ностальгия. Так или иначе, показанный на экране мир не подлинный, а столь же стилизованный и фантастический, как линчевский «Твин Пикс». А поскольку советская империя ушла на дно, как Атлантида, и знакома молодому поколению зрителей не лучше этого мифического материка, реальное и ирреальное при просмотре «Знатоков» окончательно смешиваются. Что, в общем, фильму только на пользу.

«Хроники обыкновенного безумия» (Pribehy obycejneho silenstvi). Чехия, 2005, 100 мин. Режиссер Петр Зеленка. В ролях: Иван Троян, Сюзана Сулаева

Год назад этот фильм участвовал в конкурсе ММКФ, теперь его режиссер заседает в одном из фестивальных жюри, а фильм – вот он. Симпатичная непритязательная комедия о судьбе милого неудачника для тех, кто любит полузабытое восточноевропейское кино, лучшие образцы которого когда-то создавал еще не эмигрировавший в Голливуд Милош Форман. Зеленка, конечно, не «Форман сегодня», да и карьера в Штатах ему, скорее всего, не светит. Тем лучше: он с годами созреет, возмужает, а его герои и сюжеты подрастут вместе с ним. Тогда все мы сможем сказать, что смотрели Зеленку еще в те незапамятные времена – в начале 2000-х.