Поправили, что могли


Голосование пройдет достаточно мирно, прогнозирует руководитель налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. РСПП удалось договориться с депутатами и чиновниками по нескольким принципиальным вопросам, отмечает замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков.

Неделю назад РСПП возмутило, что поправки разрешают налоговикам проводить камеральную проверку не только на основе налоговых деклараций и документов по конкретным налогам, но и “других документов о деятельности налогоплательщика”, оказавшихся у налоговиков. Но сразу после вступления в силу закона Минфин разъяснит, что эти “другие документы” не повод для начала проверки, рассказывает Беляков. Руководитель департамента Минфина Михаил Моторин подтверждает, что только декларация – повод для начала проверки.

Согласно поправкам, Федеральная налоговая служба должна утвердить перечень причин, позволяющих налоговикам продлить выездную проверку с двух месяцев до четырех и с четырех до шести. Это возмутило президента РСПП Александра Шохина. Теперь ФНС обещает привлечь РСПП к подготовке приказа, в котором будет этот перечень. “Мы условились, что продлевать срок будет вышестоящий орган”, – уточняет Беляков. Если же ФНС забудет про эту договоренность, утверждение причин продления проверки приказом можно будет опротестовать в Конституционном суде, отмечает Вадим Зарипов из юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”. Ведь основания продления проверки должны устанавливаться как минимум постановлением правительства, а не ведомственными распоряжениями, говорит он.

Еще одно достижение РСПП – увеличение срока, который дается компании на подготовку возражений налоговикам, с 10 до 15 дней, рассказывает Беляков.

А трехмесячный срок, в течение которого инспекция должна направить компании требование об уплате налога, будет начинаться не с даты выявления недоимки, как было в законопроекте неделю назад, а со дня составления акта о задолженности перед бюджетом. Это принципиальный вопрос, подчеркивает Беляков. Ведь по прежней версии поправок компании начислялись бы пени за неуплату налогов раньше, чем она узнавала, что налог недоплачен. “Компания не может знать, когда налоговикам стало известно, что налог недоплачен, а составление акта о задолженности – это дата, которую легко проверить”, – говорит Беляков.

Тем не менее в проекте осталось немало лазеек для злоупотреблений фискалов. Сроки выездной проверки начинаются с вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки. Таким образом, налоговики смогут в конце года решить провести проверку, начать ее в следующем году, но при этом период, который они вправе проверять, увеличивается на год, отмечает Дмитрий Костальгин из “Правовых консультаций”.

Законопроект разрешает налоговикам до бесконечности увеличивать число выездных проверок. Фискалы смогут проводить их при подаче уточненной декларации, уменьшающей сумму налога. А декларации уточняются очень часто, отмечает адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. Он опасается, что уточнение декларации по одному налогу может стать поводом для повторной проверки, как компания уплатила другие налоги. В итоге предприниматели будут бояться подавать уточненные декларации, уменьшающие сумму налогов, и будут переплачивать бюджету, уверен Руслан Курбанов из компании “Аудит – Новые технологии”.

Неприятный сюрприз ждет и банки. По поправкам, если налоговики приостановили операции на банковском счете компании, недоплатившей налоги, а банк произвел платеж с этого счета, то не поступившие в бюджет средства фискалы смогут отсудить у банка. Эта норма действует, если налоговики не могут взыскать эти средства у клиента банка. Эта норма логична, ведь банк не должен списывать средства с арестованных счетов, говорит юрист ФБК Татьяна Матвейчева. Но главный бухгалтер банка “Авангард” Владимир Андреев говорит, что до операционистов информация о распоряжении налоговиков может дойти спустя несколько часов или дней после их решения.