Рембрандт и торговцы


История искусства – это история не только создания великих произведений, но и отношений художников и их покровителей, в круг которых в Нидерландах XVII века входили представители власти, священство и знать, а также обеспеченные люди свободных профессий (адвокаты, банкиры) и купцы. Историю взаимоотношений Рембрандта и торговцев можно узнать, посетив выставку в Далвичской картинной галерее в Лондоне, которая проводится совместно с амстердамским Домом-музеем Рембрандта (туда она переедет осенью). Это единственная выставка в Великобритании, посвященная 400-летию со дня рождения художника.

В 1631 году уже считавшийся восходящей звездой Рембрандт переехал из родного Лейдена в Амстердам, где встретился с Хендриком Эйленбюрхом, торговцем произведениями искусства, которому принадлежали художественная мастерская, типография и галерея. Рембрандт стал главой мастерской, где писал картины, делал гравюры и обучал молодых художников, в то время как Эйленбюрх привлекал клиентов и заключал сделки. Особенно полезны были контакты Эйленбюрха среди меннонитов, секты анабаптистов, в которой он состоял и чьи члены были столь же богаты, сколь и пылки в вере.

На Рембрандта посыпались заказы на портреты, и он выработал хорошо продававшийся формат: небольшие трогательные картины. На выставке представлены три такие работы на досках, вырезанных из одного куска дерева. Они датированы 1632 годом и выставлены вместе впервые за четыре столетия. Два друга, Морис Гюйгенс и Якоб де Гейн, заказали по портрету, которые должны были достаться тому из них, кто переживет другого. На третьей доске – автопортрет художника. Нарисовал ли его Рембрандт, чтобы продемонстрировать свое мастерство перед заказчиками, или просто использовал ненужную деревяшку – остается гадать.

В 1634 году Рембрандт породнился с Эйленбюрхом, женившись на его двоюродной сестре Саскии. Прошел еще год, и художник почувствовал себя достаточно успешным, чтобы стать самостоятельным, впрочем, их деловые отношения с Эйленбюрхом некоторое время сохранялись. Возможно, самая красивая картина на выставке относится как раз к этому периоду – ныне находящийся в Королевском собрании Лондона портрет юной Агаты Бас, написанный Рембрандтом в 1641 году.

Но бизнес есть бизнес, поэтому Эйленбюрх сотрудничал не только с Рембрандтом, но и, например, с Ван Дейком. А позднее его сын Геррит обратил внимание на таких художников, как Каспар Нетшер и Корнелий ван Пеленбург. Маленькая, изящная работа Нетшера «Группа певцов» тоже представлена на этой выставке. (FT, 19.06.06, Елена Парина)

До 3 сентября, «Рембрандт & Co: торговля шедеврами»/Rembrandt & Co: Dealing in Masterpieces. Лондон, Dulwich Picture Gallery, тел. +44 020 8693 5254