Девелоперы не хотят строить дачи


“Все аналитики утверждают, что рынок загородной недвижимости у нас не сформирован. Но, согласно результатам нашего мониторинга, только этой весной 11 коттеджных поселков начали активную рекламную кампанию по продажам и анонсировано еще несколько загородных проектов”, – говорят в Уральском финансовом холдинге, выступающем инициатором строительства собственного коттеджного поселка “Дубрава”. О быстром росте рынка в 2006 г. заявляет и директор агентства загородной недвижимости “СВ. Недвижимость” Светлана Щербинина, отмечая, что даже увеличивающееся предложение пока не в состоянии насытить потенциальный спрос.

Несмотря на дефицит предложения, практически все девелоперы говорят о том, что планируют в своих поселках строительство не только востребованных коттеджей, но и социальной инфраструктуры. Один из крупнейших застройщиков – “Атомстройкомплекс” заявил, что инженерная и социальная начинка станет главным конкурентным преимуществом сразу трех его объектов (на Александровском пруду в деревне Коптяки, на Среднеуральском водохранилище и вдоль Чусовского тракта). “Мы хотим сделать полноценную инфраструктуру и сети – никаких выгребных ям. Сразу построим магазины, спортивные сооружения, детские сады и проч.”, – заявили в компании. “Строительство подобных объектов делает поселок более привлекательным в глазах покупателей, полностью окупая затраты на их строительство”, – соглашаются в компании “Олипс”. В реализуемом “Олипсом” коттеджном проекте “Дома Адажио” предусмотрены детские и спортивные площадки, детский сад, службы доставки и клининга. “Если житель организованного коттеджного поселка за всем, что ему нужно, должен будет ездить в Екатеринбург, то это будет обычный дачный поселок”, – радеют за покупателей загородных домов в Уральском финансовом холдинге.

Но насыщать инфраструктурой выгодно лишь большие поселки – от 100 домов и более, говорит директор АН “Титул” Максим Федотов (агентство продает дома в загородном поселке “Бобры”). По его словам, для девелопера важно грамотно просчитать, какие именно объекты соцкультбыта необходимы поселку. “Социальная составляющая обычно строится в последнюю очередь, когда большая часть коттеджей уже продана. Тогда легче выяснить, что именно нужно жителям. В “Бобрах” пока планируется строительство мини-маркета, кафе, комплекса бытовых услуг и досуговой зоны. Нужен ли поселку детский сад, сейчас мы решить не можем: пока не ясно, будет ли он востребован”, – объясняет Федотов. В Уральском финансовом холдинге согласны с тем, что определенные объекты имеет смысл возводить, только если в поселке будет достаточно обжитых домов. “На первом этапе строительства у нас запланировано 30 домов и общественный центр. В нем расположатся магазин, комплекс бытовых услуг, пункт связи, медпункт. В поселке также будут кафе, ресторан и спортивные площадки. Бассейн мы планируем построить, когда будем завершать вторую очередь строительства (на 150 домов), ведь это довольно дорогостоящий объект”, – рассказывают представители холдинга. Кроме того, там вынашивают планы совместной с муниципалитетом реконструкции заброшенного стадиона в поселке Верхнее Дуброво, рядом с которым развернется коттеджное строительство.

Начальник отдела продаж УК “Главсредуралстрой” Александр Бушулян тоже считает, что для небольших поселков не нужна собственная обширная социальная инфраструктура. “Будущие жители продаваемых нами “Георгиевских дач” смогут пользоваться инфраструктурой поселка Исток – она способна выдержать не только местные деревенские дома, но и близлежащие коттеджи”, – говорит Бушулян.

В УК “Регион эстейт” отмечают, что собственные сети и кафе ни к чему и поселкам, расположенным в городской черте, поэтому в их поселке “Сосновый бор” инфраструктурная составляющая практически отсутствует. Однако в компании “Жилстройпроект-1”, которая недалеко от “Соснового бора” строит коттеджный поселок на улице Разливной, отметили, что в их проекте предусмотрены культурно-оздоровительный центр и административное здание с магазином. “Мы пока не знаем, что будет в административном здании, но точно будем его строить, так как при выделении землеотвода в городской администрации от нас потребовали наличие двух объектов соцкультбыта”, – признались в компании.

По данным Федотова, социальная нагрузка увеличивает затраты застройщика на 5–10%, которые он не может переложить на покупателей коттеджей. “Сколько стоит загородная недвижимость, определяет рынок. С начала года мы корректировали цены на коттеджи не более чем на 500–1000 руб. в месяц, и то в этом повышении виновато увеличение стоимости стройматериалов и энергоресурсов. Скачок цен на рынке городского жилья, происшедший в апреле – мае, на загородной недвижимости никак не отразился. Более резко мы повысим цены, если увидим ажиотажный спрос на наши объекты”, – поясняет эксперт.

“В отличие от рынка квартир цены на загородные дома в 2006 г. росли не так быстро. Сейчас покупатели коттеджей оказались в более выгодном положении, чем покупатели хорошего жилья в городе. Немного доплатив, человек получает комфортную жизнь на природе в собственном загородном доме”, – рекламируют преимущества недвижимости за городом в Уральском финансовом холдинге. Щербинина из “СВ. Недвижимости”, однако, предполагает, что такая ситуация сохранится недолго и в августе цены на загородную недвижимость могут довольно сильно подняться. “В июле будут проданы последние объекты по весенним ценам, а к концу лета появятся новые прайсы – с более высокими ценами”, – уверена она. Кстати, именно в конце августа Уральский финансовый холдинг планирует выставить на продажу свои первые объекты.

Специалист Урало-Сибирской консалтинговой компании Елена Дмитриева заявляет, что на самом деле цены на загородную недвижимость уже сейчас в ряде случаев достаточно высоки. “На фоне резкого роста стоимости квартир некоторые девелоперы закамуфлировали повышение цен на свои загородные объекты, начав предлагать покупателям чуть ли не недострой по цене готового дома”, – говорит она. “Я знаю поселок, где декларируемые цены немного понизились с начала года, но вместо коттеджей с отделкой стали продаваться коробки, т. е. конечная цена на самом деле выросла”, – раскрывает секрет загородного ценообразования Дмитриева.