Искусство на колесах


Несмотря на юный возраст, программисту Вадиму Никулину и студенту Института телевидения и радиовещания Юрию Царькову не впервой заниматься предпринимательством. К началу 2005 г. они успели попробовать себя в продаже интернет-сайтов и графических пакетов для игр к автоматам в казино. Но ни тот, ни другой бизнес не давал ощущения “уверенности в завтрашнем дне”. “Тогда мы начали рассматривать все варианты подряд – рестораны, автосервисы, телефоны, – рассказывает Никулин. – Ниша нанесения рисунков на легковые автомобили, или аэрографии, показалась нам совершенно свободной. Действительно профессиональных компаний на этом рынке нам обнаружить не удалось”. Большинство компаний, оказывающих подобные услуги, пользуются примитивными технологиями, говорит Никулин. Многие из тех, кто предлагает услугу раскраски автомобиля, не видят разницы между аэрографом и обычной кистью и используют технику, которая совершенно неприемлема в этом виде творчества, добавляет он.

Так появилась на свет студия аэрографии 4Friends. Первоначальные затраты составили около $7000, вспоминает Никулин, занявший пост гендиректора. Деньги были потрачены на аренду небольшого помещения (площадью около 70 кв. м), покупку аэрографов (воздушные кисти, позволяющие делать рисунки посредством струи распыленной краски), красок и наем двух художников. Без портфолио начинать было трудно, и, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание, они объявили на своем сайте акцию “Раскрасим любую деталь вашего автомобиля всего за $100!”. Первый клиент, владелец Ford Focus, заплативший за весь заказ $1500, и по сей день продолжает рекомендовать 4Friends своим друзьям и знакомым.

Привлечь ценой

Несмотря на кажущееся отсутствие конкуренции, первое время предпринимателям приходилось нелегко. Заказов набиралось не более двух в месяц, клиентов находили в основном через автосалоны. Чтобы раскрутиться, пришлось принимать участие в автомобильных выставках, размещать первые работы в Интернете, давать рекламу в специализированных изданиях и привлекать покупателей низкими ценами. Если средняя цена раскраски одной детали машины к тому времени составляла $700–800, то 4Friends предложила это делать за $300–350. Как результат – всего за год им удалось увеличить количество заказов до 10 в месяц и расширить штат сотрудников до 25 человек.

Но все же главным своим конкурентным преимуществом Царьков и Никулин считают не низкие цены, а профессиональный подход к делу. В студии действует правило – “рисунок должен служить продолжением машины и соответствовать ей по цвету, форме и стилю”. Один из клиентов студии, главный бухгалтер компании “Еврокарс+” Станислав Митяев, в 4Friends обращался два раза: сначала ему по его собственному эскизу раскрасили одну сторону автомобиля, а спустя месяц, когда он обратился с новым эскизом уже для другой стороны, художник, посмотрев на рисунок, наотрез отказался его выполнять. “Мне объяснили просто – не сочетается по стилю с уже готовой картинкой, – рассказывает Митяев. – Я доверился студии, и, надо признаться, результат превзошел все мои ожидания”.

Чтобы клиент был доволен, нужно постоянно учиться, считают владельцы студии. “Недавно мы обнаружили, что краски, нанесенные на поверхности некоторых моделей Mazda, приобретают неожиданный оттенок, – рассказывает совладелец студии Юрий Царьков. – Оказалось, все автомобили этой марки имеют трехслойную покраску, и к ним нужно особенно внимательно подбирать краски”. То же с лаками. “Особенно к ним чувствительны некоторые старые марки японских автомобилей, – продолжает Царьков. – Не протестировав лак, можно серьезно испортить машину”.

Жизнерадостный клиент

Оценить емкость и темп роста рынка автотюнинга, к каковому относится и аэрография, эксперты затрудняются, хотя и пророчат ему светлое будущее. “Спрос на тюнинг появился всего лет пять назад, а на аэрографию и того позже, – говорит Александр Агибалов, управляющий директор AG Capital Management. – Рынок находится в стадии формирования”. Его участники отмечают, что в России аэрография существует давно, почти каждый московский автосервис имеет внештатного художника, готового выполнить единичный заказ. По оценке Объединения российских художников аэрографии (ОРХА), емкость рынка аэрографии в 2005 г. составила $2,5 млн. Доля аэрографии в общем объеме рынка дополнительных услуг составляет примерно 20–30%, говорит гендиректор ОРХА Игорь Козинов. Этот рынок довольно перспективен, однако в недалеком будущем предлагать услуги аэрографии сможет практически каждое кузовное ателье, добавляет он.

“В 1998 г. я впервые показал на одной из выставок в Манеже два автомобиля – Jaguar и Maserati, расписанных аэрографом”, – вспоминает Ильнур Мансуров, художник-преподаватель. Яркие экспонаты привлекали внимание, однако мало кто из них знал, что такое аэрография и зачем она нужна, вспоминает он. В течение нескольких лет Мансуров получал единичные заказы, с 2002 г. бизнес начал набирать обороты. “Поток клиентов стал стабильным, появились даже постоянные”, – говорит Мансуров. Своих клиентов художник характеризует как “жизнерадостную часть обеспеченного слоя населения”. Они имеют несколько дорогих машин стоимостью от $50 000 и относятся к ним, как к произведению искусства. Треть заказов приходится на женщин, шесть лет назад не было ни одной, добавляет он. С 2002 г. цены на его работу возросли на 20% и теперь составляют от $1000 до $1500 за деталь, отмечает художник. Деталью Мансуров называет дверь или крыло автомобиля. Оформление машины целиком может обойтись в $12 000–15 000.

“Появилось целое поколение молодых прогрессивных людей в возрасте от 20 до 35 лет, для которых машина не просто средство передвижения, но также возможность самовыразиться и показать свою индивидуальность”, – добавляет Елена Конева, гендиректор исследовательской компании “Комкон”. “Данный вид услуг востребован в основном в городах-миллионниках”, – отмечает Анна Бордовская, директор направления автомобильного рынка исследовательской компании Magram Market Research.

Спрос на дополнительные услуги, в том числе автомобильные, продиктован растущими доходами населения, отмечает Александр Агибалов. По его словам, все больше людей могут себе позволить купить новый автомобиль в разных ценовых сегментах, вслед за этим подтягивается и рынок услуг. У аэрографии, кроме прочего, есть еще один плюс. “Картинка на авто – один из немногих отличительных признаков машины в случае угона, и около 30% наших клиентов обращаются к нам именно по этой причине”, – говорит Никулин.

Пока новый бизнес Никулина и Царькова развивается стабильно. Оборот компании в 2005 г. составил всего $300 000, и предприниматели ожидают, что он будет расти как минимум на 100% в год. Но полной “уверенности в завтрашнем дне” у них по-прежнему нет. “Делать ставку только на аэрографию рискованно”, – рассуждает Никулин. Поэтому в ближайшее время предприниматели планируют также заняться тюнингом автомобилей, а еще через несколько лет – дальнейшим расширением спектра услуг. “Для нас сейчас принципиально важно охватить более широкий круг клиентов, и совершенствование технических характеристик автомобиля должно стать не менее важной частью нашего бизнеса”, – говорит Никулин.