Metro в Ульяновске


Директор ульяновского ресторана “Золотой дракон” Евгений Антипов отметил, что у ресторана сложились давние партнерские отношения с местными поставщиками и переходить на закупки в Metro не планируется. А директор ресторана “Октябрьский” Алексей Шакуров отметил, что рассматривает Metro как основного поставщика. Впрочем, в другом волжском городе, сравнимом по численности населения с Ульяновском, – Ярославле Metro Cash & Carry, открывшаяся в 2004 г., проблем с покупательским спросом не испытывает. В Ярославле (численность населения около 600 000 жителей), по словам Вожик, в марте этого года ТК был расширен на 2000 кв. м. В результате его площадь выросла до 9000 кв. м. Динамику товарооборота магазина она назвать затруднилась, отметив, что он вырос. Аналитик “Брокеркредитсервиса” Татьяна Бобровская отмечает, что ТК мелкооптовой торговли стремятся выйти в регионы из-за более выгодных условий небольших городов – супермаркет всегда близок к основным транспортным и пешеходным потокам, даже если магазин на окраине города, и более низкие, чем в столичных городах, цены на землю.

Торговый комплекс Metro Cash & Carry откроется 27 июля в Ульяновске на ул. Урицкого (северная часть города), возле большой транспортной развязки, сообщила “Ведомостям” руководитель отдела по правительственным и внешним связям “Метро Кэш энд Керри – Россия” Инна Вожик. Общая площадь комплекса – 8000 кв. м, торговая – около 7000 кв. м. Вожик говорит, что это оптимальный размер ТК для города с невысоким уровнем доходов населения и численностью менее 1 млн человек. По ее словам, строительство ТК, которое длилось полгода, обошлось компании в 17–18 млн евро. Основные работы завершены, и сейчас заканчивается монтаж оборудования и строительство парковки. По словам Вожик, как правило, в Metro Cash & Carry доля местных поставщиков доходит до 25% (производители овощей и фруктов, кисломолочных и мясных продуктов), остальное приходится на московские и инорегиональные компании. Потенциальные клиенты ТК – это мелкооптовые магазины, в частности рестораторы Ульяновска и близлежащих городов, утверждает Вожик.

Ульяновск стал девятым городом-немиллионником, в котором компания открывает свой магазин. Интерес к этому городу в Metro объясняют бурным ростом рынка продуктового ритейла в регионе. Как рассказала начальник отдела торговли облправительства Татьяна Усова, в этом году в Ульяновской области открылось 11 продуктовых супермаркетов и планируется открыть еще более 30, причем это будут как местные, так и федеральные ритейлеры. Всего в регионе действует более 100 супермаркетов.

В качестве конкурентов во всех городах, в которых присутствует, компания рассматривает городские продуктовые рынки, на которых товар продается мелким оптом по низким ценам (в Ульяновске их около 30). На рынке продуктового ритейла работают местные сети магазинов, которые не могут конкурировать с Metro из-за меньшей площади торговых залов и разницы в форматах. Из местных сетей “Гулливер”, “Глобус” и “Герольд” имеют магазины площадью до 1000 кв. м. Из федеральных компаний здесь представлены “Магнит”, “Пятерочка” и ГК “Виктория”, работающая по франчайзингу (сеть универсамов “Квартал” формата “у дома”). “Патэрсон” откроет универсам в Ульяновске в этом году, рассказала руководитель PR-департамента сети Марина Киселева. PR-менеджер ГК “Виктория” Денис Дубровин отмечает, что магазины группы и торговый комплекс работают в разном формате, поэтому не будут конкурировать. В “Магните” не комментируют действия своих конкурентов. А по мнению директора самарского филиала ТД “Перекресток” Владимира Рыжкова, оптовые продажи ТК составляют не более 20%, поэтому он перетянет на себя часть розничных покупателей. Но сам “Перекресток” отказался от идеи открываться в Ульяновске, хотя и заявлял об этих планах в 2005 г. По словам Рыжкова, в Ульяновске слабая покупательная способность из-за низких доходов, поэтому конкурировать в Ульяновске практически не за кого. По данным Рыжкова, доля сетевых магазинов в Ульяновске не более 15% от общего товарооборота продуктов питания, тогда как в Самаре она достигает 30%, а в Тольятти – 25%. Рынок продуктового ритейла в Самарской области в 5,5 раза больше ульяновского.