“Сибур” подвели шины


Вчера “Сибур Холдинг” опубликовал отчетность по МСФО за 2005 г. Из нее следует, что дела холдинга идут в гору. Выручка “Сибура”, составившая в 2003 г. 65,9 млрд руб., по итогам прошлого года увеличилась до 106,6 млрд руб. Чистая прибыль компании в 2005 г. составила рекордные 10,9 млрд руб. против 4,7 млрд руб. в 2004 г. и убытка в 2,9 млрд руб. в 2003 г. В “Сибур Холдинге” улучшение финансовых показателей объясняют прежде всего ростом цен и увеличением объемов производства.

Аналитик “Финама” Анастасия Сарапульцева отмечает, что прошлый год в целом оказался благоприятным для нефтехимической отрасли. Получение хороших результатов химическим компаниям гарантировал рост цен на сырье – нефть и газ. По данным Росстата, цены на химическую продукцию за 10 месяцев 2005 г. выросли на 14,5%. Выручка “Сибур Холдинга” за прошедший год выросла почти на 26%, операционная и чистая прибыль – в 1,9 и 2,3 раза соответственно. При этом “Сибур Холдингу” удалось улучшить контроль над издержками, отмечает Сарапульцева. Операционная рентабельность компании поднялась с 11,9% в 2004 г. до 17,9% в 2005 г. Чистая рентабельность также увеличилась с 5,5% до 10,2%. Для сравнения: ближайший конкурент “Сибур Холдинга” – “Нижнекамскнефтехим” в прошлом году сработал с операционной рентабельностью 15,5%.

Согласно отчетности 72% выручки холдинга в прошлом году обеспечил нефтехимический бизнес. А вот в шинном бизнесе дела обстоят не так хорошо. По итогам прошлого года он принес 579 млн руб. чистого убытка по сравнению с 745 млн руб. чистой прибыли годом ранее и 443 млн руб. прибыли в 2003 г. Аналитик “Тройки Диалог” Гайрат Салимов отмечает падение рентабельности шинного подразделения холдинга в предыдущие годы: в 2004 г. операционная маржа сократилась с 4,9% до 4,6%. Аналогичный показатель у ближайшего конкурента – Amtel Vredestein, по словам аналитика, составил в 2004 г. порядка 8%. Ухудшение показателей работы шинного подразделения “Сибур Холдинга” эксперт объясняет тем, что цены на сырье (каучук) в прошлом году увеличились более чем вдвое. “При этом “Сибур Холдинг” специализируется главным образом на производстве крупногабаритных грузовых и сельскохозяйственных шин, в то время как конкуренты делают ставку на более дорогие пассажирские шины”, – говорит Салимов.

Сарапульцева предполагает, что в будущем “Сибур Холдинг” решит расстаться с шинным подразделением, сделав ставку на нефтехимию. Об этом, по мнению аналитика, свидетельствует и сокращение инвестиций в шинный сегмент в 2,2 раза, в то время как капитальные затраты “Сибура” в нефтехимию увеличились по итогам прошлого года в 2,9 раза. В самом “Сибуре” плохие результаты работы шинного подразделения объясняют реструктуризацией бизнеса. “Но уже в этом году мы ожидаем выхода шинного бизнеса на нулевую рентабельность”, – обещает пресс-секретарь “Сибур Холдинга” Геннадий Федотов.