Спамеров заставят представляться


В последние дни весенней сессии Госдума одобрила немало нормативных актов и среди них закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”. По данным агентства “Прайм-ТАСС”, в одобренном депутатами варианте закона сохранилась норма, предоставляющая получателям электронных писем возможность отказаться от дальнейших почтовых рассылок, а также обязывающая авторов рекламных посланий представляться адресатам. Согласно п. 3 ст. 10 законопроекта, авторы рассылок (использующие как традиционную почту, так и электронную) должны предоставить “возможность получателю <...> отказа от такой информации”. А п. 4 ст. 15 предусматривает идентификацию лиц, которые используют Интернет в предпринимательской деятельности. По оценке крупнейшей российской бесплатной службы электронной почты Mail.ru, сейчас на спам приходится 80–85% всех писем, адресованных ее пользователям до фильтрации.

Новый закон может, по сути, узаконить спам. Но координатор проекта “Антиспам” Евгений Альтовский считает, что приоритетом будет обладать ныне действующий закон “О рекламе”, который запрещает любые массовые рекламные рассылки в Интернете. Спам уже сейчас нарушает закон “О рекламе”, соглашается главный редактор “Яndex” Елена Колмановская. Она признает, что практически невозможно доказать причастность какой-либо фирмы к спамерской рассылке. Но 99% компаний, заказывающих спамерские рассылки с целью прорекламировать свои услуги или товары, не в ладах с законом и контрольная закупка позволит поймать их на нарушениях, уверена Колмановская.

Она одобряет интерес законодателей к проблеме спама. “Интересно, как будет проходить применение нового законодательства?” – говорит Колмановская. Спам-аналитик “Лаборатории Касперского” Анна Власова предупреждает, что определить отправителя электронного сообщения сейчас непросто – протоколы почтовой связи технически не предусматривают однозначной идентификации.

А гендиректор компании “Ашманов и партнеры” Игорь Ашманов уверен, что даже серьезные законодательные меры против спама не способны решить проблему. По его словам, многие страны мира уже приняли жесткие законодательные запреты на непрошеные рекламные рассылки. Однако спама меньше не стало: ограничения оттолкнули от спама лишь законопослушных рекламодателей и привлекли тех, кто не столь щепетилен в соблюдении законов – например, продавцов лекарств без лицензии, признает эксперт.

Новый закон не поможет бороться со спамом, поскольку никак не ограничивает распространение непрошеной информации, считает вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru Анна Артамонова. Он обязывает отправителей письма предоставлять адресату возможность отказаться от рассылки, но не предусматривает никаких санкций за невыполнение этого требования, сетует она.

А вот предложение запретить использование зарубежных компьютерных программ в госорганизациях и на объектах, имеющих отношение к стратегическим областям, в текст одобренного Думой законопроекта не вошло. Поправку такого содержания внесли весной член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков и зампредседателя комитета по промышленности Александр Хинштейн, но их инициатива не нашла поддержки у других депутатов.