ВЕКТОР


Восемь лет спустя

Почти восьмилетняя история появления на свет государственных сберегательных облигаций (ГСО) близка к завершению. В конце месяца Минфин начнет размещение таких бумаг, передало Reuters со ссылкой на замруководителя долгового департамента Александра Щербакова. Идея создания госбумаг для институциональных инвесторов – страховщиков и НПФ – появилась после кризиса 1998 г., когда рухнул рынок ГКО-ОФЗ. Страховщики и НПФ, которым необходимы были надежные и долгосрочные инструменты, долго вели переговоры с Минфином. В ноябре 2001 г. были утверждены первые условия выпуска длинных бумаг со сроком обращения 5–30 лет. Они не могли обращаться на вторичном рынке, а их доходность была привязана к инфляции. В 2004 г. проект претерпел два новшества. Круг потенциальных покупателей ГСО пополнили Пенсионный фонд России и управляющие компании, которые инвестируют пенсионные накопления граждан. А купонный доход решено было не привязывать к инфляции, а сделать фиксированным. Такие условия зарегистрировал Минюст. Теперь же, по словам Щербакова, регламент размещения ГСО согласовал Сбербанк. И в 20-х числах июля начнется закрытая подписка на 5 млрд руб. Ранее чиновники обещали два выпуска со сроком обращения восемь лет. Первый, для государственной управляющей компании, функции которой сейчас выполняет Внешэкономбанк, планировалось разместить по закрытой подписке, второй – для частных компаний и фондов – на рынке. ВЭБу, инвестирующему в госбумаги, такой инструмент весьма кстати. А вот для большинства частных управляющих компаний ГСО утратили былую актуальность.

Результативная разведка

“Полиметалл” решил сэкономить на покупке готовых лицензий на освоение золоторудных месторождений. Вчера компания объявила о том, что получила свидетельство об открытии Аненского месторождения в Красноярском крае. Его утвержденные запасы пока невелики – всего 10 т. Но компания намерена увеличить их в шесть раз. В компании не говорят, во сколько ей обошлась лицензия на разведку и собственно геологическое изучение месторождения. Представитель “Полиметалла” лишь сказал, что покупка готовой лицензии у государства стоила бы в разы дороже. В этом есть своя логика. В России редко открывают новые месторождения, предпочитая разрабатывать те, которые были открыты еще во времена СССР. Но битва за них идет нешуточная. Год назад золоторудная компания “Омчак” заплатила за лицензию на право пользования Верхне-Алиинским золоторудным месторождением в Читинской области с предварительными запасами в 18,5 т золота 60 млн руб. при стартовой цене 20 млн руб. А собственная разведка может дать неплохие результаты. Канадская Bema Gold сумела прирастить запасы чукотского месторождения Купол с менее чем 20 т до 165 т золота. Для “Полиметалла” его открытие месторождения важно и потому, что в ближайшее время компания может провести IPO. Инвесторам должен понравиться тот факт, что “Полиметалл” не только заботится о приращении запасов, но и умеет это делать сам, не дожидаясь продажи лицензий на разработку месторождений от государства.

Технократия не в почете

Крупнейший мировой производитель компьютеров – корпорация Dell решила кардинально поменять имидж. Если прежде в рекламе ПК она акцентировала внимание на их технологических возможностях (тактовая частота процессора, производительность и т. п.), то теперь подчеркивает прикладные достоинства. В частности, главный персонаж нового рекламного ролика Dell – человек, заказывающий у фирмы компьютер и расписывающий необходимые ему функции: новый ПК должен подходить для игр, на нем должно быть удобно “склеивать” видеоролики... Подобным же образом свои компьютеры рекламирует Hewlett-Packard: она подчеркивает те свойства ПК, которые могут заинтересовать обывателя. Эта тенденция не обошла стороной и Россию. Российские сотовые операторы давно попрощались с мыслью, будто, уведомив абонентов о внедрении новой перспективной технологии, можно повысить продажи. Неудача МТС с запуском технологии i-mode прошлой осенью лишний раз подтвердила: потребителей привлекает не технологическое новаторство, а интересная и полезная услуга. Недаром в новой рекламе МТС сделан отчетливый акцент на удобство и простоту. А “Вымпелком” на днях запустил систему бесплатной автоматической настройки услуг доступа в Интернет по технологии GPRS. При регистрации телефона в сети “Билайн” система автоматически определяет его модель по уникальному номеру IMEI и, если телефон поддерживает GPRS, высылает абоненту SMS-сообщение с автоматическими настройками. В “Вымпелкоме” говорят, что до сих пор распространение GPRS-доступа сдерживалось именно нежеланием большинства абонентов самостоятельно разбираться со сложными настройками.