Борьба с олигархами по-исландски


Сейчас про столицу островного государства такого не скажешь. В прошлом Исландия была бедной страной, известной лишь успехами в ловле трески да литературой о викингах, но в последние годы ситуация полностью изменилась. Это северное государство стало одной из самых богатых держав Европы, а его экономика входит в число наиболее динамичных. Йоханнессон считается символом этого процветания. Компании, в которых у него есть доля, контролируют треть национального рынка одежды и половину бакалейного рынка, издают две крупные газеты, владеют местным оператором сотовой связи, а также теле- и радиовещательными сетями. Кроме того, 38-летнему предпринимателю принадлежат крупные пакеты акций в британских розничных компаниях, а также текстильной фирме French Connection.

История успеха Йоханнессона здесь всем очень хорошо известна – любой местный житель укажет дорогу к продовольственному магазину, с которого он начал строить свою бизнес-империю. В других странах Европы журналисты говорят о нем как о представителе нового поколения “магнатов – поп-звезд”. Однако шумиха вокруг Йоханнессона и его страны в последнее время не только радостная.

В начале года национальной валюте и фондовому рынку Исландии был нанесен ощутимый удар. Иностранные инвесторы, активно вливавшие средства в исландскую экономику в период бума, вдруг стали опасаться, что она слишком перегрета, и денежные потоки повернули вспять. В результате Исландии сейчас приходится бороться с финансовым кризисом, а аналитики во всем мире указывают на страну как на пример того, как горячие деньги от хедж-фондов и других крупных инвесторов могут подкосить экономику.

Друзья-реформаторы

Йоханнессон и его компания Baugur Group (в переводе с языка викингов baugur значит “кольцо силы”) оказались вовлеченными в длительный судебный конфликт, в результате которого бизнес Baugur может серьезно пострадать, а сам предприниматель – оказаться за решеткой.

Правительство направило в окружной суд иск против Йоханнессона, которого обвиняют в уголовных преступлениях, в частности в искажении бухгалтерской отчетности, растратах и злоупотреблениях корпоративными финансами. Утверждается, к примеру, что бизнесмен купил себе 19-метровую яхту Thee Viking на деньги публичной компании. В июне полиция вызывала Йоханнессона на допрос в связи с обвинениями в нарушении налогового законодательства.

Сам Йоханнессон заявляет, что не совершал ничего противозаконного. По его словам, аудиторы Baugur, как и члены совета директоров компании, признали, что корпоративные средства не были растрачены. Бизнесмен пытается доказать, что многие из обвинений в его адрес политически мотивированы и что реальная подоплека тяжбы – его давний конфликт с Давидом Оддссоном, управляющим Центральным банком Исландии, одно время занимавшим пост премьер-министра.

Оддссон, в свою очередь, утверждает, что личные мотивы здесь ни при чем. Вместе с тем он убежден, что некоторые из исландских олигархов, и прежде всего Йоханнессон, получили слишком большую власть в стране. “Если компании становятся слишком большими и используют свою силу для подавления конкурентов, такую ситуацию нельзя назвать здоровой”, – говорит Оддссон. Чтобы исправить ситуацию, глава Центробанка неоднократно пытался добиться принятия законопроектов, которые заставили бы Йоханнессона продать часть его медиаактивов. Однако эти попытки пока не увенчались успехом.

В прошлом эти два человека были союзниками. В 1990-х, будучи премьером, Оддссон добился превращения жестко контролируемой государством экономики Исландии в открытую систему, основанную на принципах свободного рынка. Именно эта реформа открыла дорогу наверх Йоханнессону. Но затем взгляды и дороги реформаторов разошлись. Возникший конфликт отражает усилившиеся в стране разногласия по поводу того, насколько свободным должен быть национальный рынок.

Благодарность за дешевые товары

Бизнес Йоханнессона начал развиваться в 1989 г., когда 20-летний Йон, бывший служащий магазина, вместе со своим безработным отцом наскребли $10 000 и открыли дешевый бакалейный магазин под названием Bonus в районе рейкьявикских доков. Этот семейный бизнес покушался на интересы местной элиты: весь рынок до тех пор принадлежал двум сетям супермаркетов, жестко контролировавшим цены на продовольствие по всей стране.

Bonus предложил намного более низкие цены, и вскоре молодой бакалейщик стал народным героем. “Мы, исландцы, очень благодарны ему, поскольку до этого цены были слишком высокими, – говорит Бьярни Йонссон, владелец автозаправочной станции. – Люди не забывают тех первых магазинчиков”. Сам Йонссон до сих пор покупает продукты в магазине Bonus, на логотипе которого изображена улыбающаяся свинья-копилка.

В 2001 г. бакалейный дискаунтер из Исландии вышел на международный рынок, сделав неожиданное предложение о покупке крупнейшей британской сети по торговле одеждой Arcadia. Предложение Йоханнессона было отклонено, но исландец привлек внимание британского миллиардера Филипа Грина, как и Йоханнессон, склонного к некоторой экстравагантности. Грин, у которого сын готовился к традиционному еврейскому ритуалу бар-мицва, пригласил исландца поучаствовать в празднике на Французской Ривьере. В 2002 г. Грин уже в партнерстве с Baugur подал заявку на приобретение Arcadia.

Но именно в этот момент у Йоханнессона начались проблемы. В августе 2002 г. исландская полиция провела обыск в штаб-квартире Baugur. Вскоре правительство предъявило предпринимателю первые уголовные обвинения в растрате и махинациях с отчетностью. Скандал поставил крест на идее купить Arcadia.

Мировая экспансия инвестора-викинга

Йоханнессон продал Грину свою долю в их совместном предприятии за $100 млн. Полученные деньги позволили ему заключить ряд сделок по покупке целого ряда британских компаний, начиная с сети супермаркетов Big Food Group и заканчивая несколькими ювелирными магазинами вроде Mappin & Webb и Goldsmiths.

В октябре прошлого года верховный суд Исландии отклонил 32 из 40 предъявленных Йоханнессону обвинений. Оставшиеся обвинения были переданы в окружной суд Рейкьявика, а там спустя полгода предприниматель был оправдан. Однако дело на этом не закончилось. В апреле прокурор по особым делам повторно предъявил Йоханнессону некоторые из первоначальных обвинений. Ожидается, что новое рассмотрение дела начнется осенью.

Ожидая суда, бизнесмен не снижает деловой активности. В июне Baugur купила 10% акций британской торговой компании House of Fraser, что привело к росту цен на ее акции до исторического максимума за последние восемь лет. Сейчас Baugur ведет переговоры о полном поглощении этой фирмы.

Дальнейшие планы еще более амбициозны. Недавно Йоханнессон купил квартиру в районе Gamercy Park на Манхэттене, где в августе будет завершен ремонт. “Совершенно ясно, что теперь на очереди освоение рынка США”, – говорит Йоханнессон. (WSJ, 11.07.2006, Александр Силонов)