Пляски смерти


Молодых героев предыдущей части, Уилла (Орландо Блум) и Элизабет (Кира Найтли), берут под стражу накануне свадьбы за помощь в организации побега Джека Воробья (Джонни Депп). У королевского эмиссара, осуществляющего правосудие, впрочем, свои резоны – он мечтает о волшебном компасе, принадлежащем пирату. Оставив невесту в заложниках, Уилл отправляется на поиски своего безответственного приятеля. Они приводят сначала на остров к кровожадным туземцам, а потом на “Летучий Голландец”, команда которого похожа на салат из человекообразных морских гадов.

“Пираты Карибского моря”, несмотря на свое плебейское происхождение (Гор Вербински экранизировал не роман и даже не комикс, а аттракцион в “Диснейленде”), имеют к кинематографу гораздо больше отношения, чем любая другая продукция студии Disney. В двухсерийном (пока) блокбастере оживает дух старорежимных приключенческих фильмов, тех самых, что в прежние времена показывали в пионерском лагере перед отбоем (в русском дубляже один из матросов еще и песню поет совершенно из детства – “Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо и бутылка рома”).

Не то чтобы сиквел получился хуже (как не может быть хуже один профессионально сделанный аттракцион по сравнению с другим) – он получился ровно таким же и поэтому в целом кажется скучнее. Джонни Депп, обеспечивший половину успеха картины, не изменился совершенно. Драматургия, унаследованная от диснеевского парка, осталась прежней – здесь нет саспенса, здесь есть чередование трюков. В деталях же создатели по-прежнему изобретательны и не лишены склонности к абсурдному юмору.

Величайшим своим сокровищем капитан Джек Воробей считает тряпочку с изображением ключа, неизвестно что открывающего, – почти симулякр, копия, долго не находящая оригинала. Единственным средством защиты от капитана-призрака, который не может сойти на сушу, оказывается банка с землей, а в сундуке мертвеца хранится сокровище, в принципе мало для чего пригодное. Отдельного упоминания заслуживают матросы “Летучего Голландца” – они на глазах самыми разными способами мутируют в морскую фауну. Жуткий капитан-осьминог и его команда – развитие и углубление темы, обозначенной еще в первых “Пиратах”.

Фильмы Гора Вербински удивительным образом выбиваются из привычной череды пригламуренных голливудских блокбастеров, герои которых при любых раскладах выходят из воды и пламени в чистых рубашках. Хлюпающие монстры, выпадающие глаза, ожерелье из отрезанных пальцев, зловонные морские чудовища, черепа и кости действуют на воображение, как средневековые Пляски смерти, – одновременно веселят и вселяют почтительный ужас. Вторые “Пираты” – двухчасовое напоминание о том, как непростительно мы отвыкли видеть на большом экране отвратительное (маргинальные ужастики по умолчанию выпускаются меньшим количеством копий), которое вообще-то есть часть нашего существования.

“Если жизнь ужасна, – говорит один из персонажей, – то почему смерть должна быть другой?” Довольно странное замечание для детского приключенческого фильма. Впрочем, смерть как фальшивое избавление не единственная “взрослая” концепция в “Пиратах”: встречаются там и другие моральные задачки не для средней школы. На “Голландце” Уилл находит своего покойного отца Билла (Стеллан Скарскаард), на 100 лет продавшегося в рабство к капитану: вынужденное предательство Тернера-старшего и его последующая искупительная жертва – это скорее античная трагедия, чем диснеевский аттракцион.

Вторые “Пираты” уже поставили рекорд кассовых сборов первого уикенда ($132 млн против $42 у первой части), но третью серию создатели решили подстраховать заранее. Фильм заканчивается так же, как в свое время закончилась “Матрица-2” братьев Вачовски, – на полуслове, пообещав перед многоточием скорейшее продолжение.