Солнечная энергия


Парижский фестиваль проводится в этом году всего во второй раз. По разнообразию и изобилию гостей он, безусловно, уступает Авиньону и Монпелье, с которыми совпадает по времени. Тем не менее спокойная буржуазность (мадам Ширак в качестве почетного президента, этуаль Клод Бесси – художественный советник, Hermes среди патронов, уютная сцена под открытым небом в особняке XIV в.) позволяет теперь поклонникам хореографии и в Париже не чувствовать себя оторванными от жизни.

В отличие от именитых соперников Les Etes de la Danse не ограничивают себя актуальными поисками contemporary dance, их эмблема – скрещенные пуанты и джазовки. Фестиваль не знает традиционных российских метаний – его успех предопределен тем, что приоритеты были расставлены еще на старте. Среди разнообразия современной хореографии организаторы выбирают те компании, которые сочетают оригинальность почерка и респектабельность имиджа. В прошлом году они заполучили Балет Сан-Франциско – одну из лучших и статусных балетных компаний мира – и продали на нее 20 000 билетов. В этом – параллельно с фильмами о “черном” танце, фотовыставкой, посвященной хип-хопу, и премьерой проекта, созданного в этой же технике танца, – настала очередь Alvin Ailey American Dance Theatre.

Создание этой компании в 1958 г. стало революцией – до Алвина Эйли никому в голову не приходило, что можно скрестить европейский классический балет и традиционные африканские танцы, густо замесив эту смесь на американском модерне. Тем более невероятным было увидеть на лучших нью-йоркских сценах несколько десятков чернокожих танцовщиков – труппу хореограф собрал исключительно из афроамериканцев.

Но времена потрясений давно остались позади. Теперь Alvin Ailey American Dance Theatre, как у себя дома, танцует в Нью-Йорке в City Center, в России – в Мариинке, в его труппу пробились европейцы. 18 лет без Эйли показали, что он создал настоящий театр – стойкий, способный к трансформации и чтящий свое прошлое. Под руководством примы эпохи Эйли Джудит Джемисон компания расширила свои возможности. Включенные в афишу парижских гастролей постановки европейского классика Ханса ван Манена и американца Дэвида Парсонса продемонстрировали, как благородная неоклассическая хладность обретает витальную энергию в исполнении танцовщиков театра Эйли. Доводя зал до исступления, они даже не пытаются воспроизвести все разноцветье деталей, которыми так любуются хореографы. Кураж, взрывная сила эмоций, животная пластичность и мускульная сила этого ансамбля просвечивают в каждой композиции так же, как лебединых излом крыл – в любом балете на русской сцене.

В Париже нельзя увидеть, как сочетается стиль Alvin Ailey American Dance Theatre с музыкой Чайковского, Стравинского или Шопена, – балетов Баланчина, которые числятся в репертуаре труппы, на гастроли не привезли. Однако этот стиль театра идеально соответствует джазу и спиричуэлам. Собственно, ради легендарных “Плача” и “Откровений” и стоит смотреть спектакли Alvin Ailey American Dance Theatre.

Когда, размяв классические port de bras и разломав строгую вторую позицию ног, ансамбль застывает посреди сцены в желтых лучах, обращенные к искусственному солнцу фигуры создают абсолютную иллюзию молитвы. И не имеет смысла анализировать уникальные пластические возможности танцовщиков и сложный синтез разных танцевальных систем. Этот танец потрясает не виртуозностью, а силой духа. Так что Авиньону и Монпелье, погрязшим в разборах полетов полусамодеятельных новаторов, придется посторониться перед Парижем.