Последнее китайское


У хозяйки сети галерей Contrasts Перл Лэм три изысканно обставленные квартиры. Первая – таунхаус в Гонконге, здесь множество предметов в современном китайском стиле. Вторая – двухэтажный пентхауc на лондонской Севил-Роу, с террасой и столовой с зеркальными стенами. Третья – в Шанхае, здесь много антиквариата, сделанная на заказ современная мебель и плазменный экран во всю стену. Но на вопрос, где она проводит большую часть времени, Лэм отвечает: «В самолетах. Я все время в дороге».

Лэм считает, что ее миссия — донести китайский дизайн до западных потребителей и довезти западных дизайнеров до Китая. Поэтому, если она не порхает между своими четырьмя галереями – в Гонконге, Шанхае, Пекине и Ханчжоу (вскоре к ним, возможно, добавится Лос-Анджелес), – вы можете найти ее в китайской деревушке на переговорах с ремесленниками, изготавливающими фарфор, либо в большом европейском городе, где она продвигает новаторскую китайскую мебель, вазы или светильники. На выставке-продаже Design Miami/Basel, проходившей в рамках художественной ярмарки Art Basel было 17 дизайн-галерей, и только Contrasts представляла Азию.

«До недавнего времени никто даже не слышал о современном китайском дизайне, – говорит Лэм. – Люди считают Китай страной дешевого ширпотреба, а не качественных товаров». При этом старинное декоративно-прикладное искусство Китая традиционно ценилось очень высоко: «Ваза эпохи Мин всегда стоила дороже, чем живописный пейзаж». А поскольку китайское современное искусство сегодня на подъеме, Лэм предполагает, что за ним последует и дизайн.

«У нас нет собственно дизайна, – объясняет она. – Просто художники стараются попробовать себя в разной технике. Это объясняется традиционным китайским представлением о связи искусства и ремесел. Все китайские ученые изучали музыку, живопись, каллиграфию, даже кунг-фу. Наша культура едина, мы стремимся к эстетике во всем».

Создание рынка для китайских дизайнеров – сложное дело. Лэм потратила на это уже 15 лет. Дочь гонконгского магната Лима Пор-Йена, она всегда любила путешествия, тусовки, моду. Дизайном увлеклась в Лондоне в начале 1990-х. «Я дружила со всеми британскими дизайнерами, и мне было грустно: царил спад, и никто ничего не покупал, – говорит она. – Поэтому я подумала: может, стоит отвезти всех в Гонконг, чтобы показать их работы там?» Так родилась идея галереи Contrasts, а затем и ее филиалов.

Вскоре родители отправили Лэм в Шанхай. «В то время город был страшно скучным. И я стала ходить и смотреть на китайскую мебель, на склады горшков для опиума, конфискованных во времена культурной революции.

Я начала понимать китайскую культуру и сравнивать ее с западной. И я стала коллекционером». Галерея Contrasts открылась в Гонконге в 1993 году, в ней было выставлено декоративно-прикладное искусство, западное и восточное, современное и древнее. В 2003 году Лэм решилась открыть еще одну галерею. «Никто не помогал китайским коллекционерам, – объясняет она. – Я должна была сделать это».

Объекты, привезенные Лэм в Базель, дают представление о том, что выставляется в Contrasts. Важной темой является переосмысление традиции. Например, канделябры в виде девяти драконов, сделанные группой молодых дизайнеров XYZ, которых спонсирует Лэм. Другой пример – работа Шао Фаня, экспериментирующего с изящными креслами эпохи Мин. Он связывает их по четыре спинка к спинке или разделяет угловатым сиденьем так, что получается скамья.

Сейчас Лэм планирует большую выставку Crossover, для которой попросила тридцать художников сделать что-нибудь функциональное, а тридцать дизайнеров – что-то из области чистого искусства. И не собирается на этом останавливаться. (FT, 17.06.06, Елена Парина)