“Роснефть” задачу выполнила

Сергей Богданчиков потратил на свою компанию примерно $1 млн личных сбережений/ Д. Гришкин

Компания готовилась к IPO больше года – впервые о “размещении части акций “Роснефти” на открытом рынке” министр экономического развития и торговли Герман Греф упомянул в мае 2005 г. А в минувшую пятницу “Роснефть” заявила об успешном размещении бумаг. Компании удалось продать акции по $7,55 – почти по верхней границе ценового коридора ($5,58–7,85). Это соответствует капитализации компании (с учетом предстоящей консолидации “дочек”) в $79,8 млрд, подсчитала “Роснефть”. То есть она обогнала “Лукойл”, крупнейшую по запасам и выручке нефтяную компанию страны (капитализация в пятницу в РТС – $70,9 млрд). А само IPO “Роснефти” вышло на 1-е место в России и 5-е в мире по объему собранных денег (инвесторы купили 1,38 млрд акций на $10,4 млрд). Прежний лидер – АФК “Система” – собрал $1,56 млрд, а мировое лидерство у итальянской Enel ($19 млрд). Объявленная сумма может увеличиться еще на $400 млн, если глобальные координаторы в течение 30 дней реализуют опцион – выкупят еще 53 млн GDR “Роснефти” по цене размещения.

Как сообщила “Роснефть”, стратегические инвесторы обеспечили 21% спроса, международные инвесторы из США, Европы и Азии – 36%, российские инвесторы – 39%, российские розничные инвесторы – 4%. Итоговую информацию о покупателях компания не раскрывает. Однако в документах “Роснефти” для организаторов IPO (копия есть в распоряжении “Ведомостей) указано, что 49,4% от всего IPO (51,2% от предложения GDR) пришлось на четырех инвесторов. Трех из них вчера назвал журналистам президент “Роснефти” Сергей Богданчиков: это британская ВР ($1 млрд), малайзийская Petronas ($1,5 млрд) и китайская CNPC ($0,5 млрд). Представитель BP подтвердил “Ведомостям” информацию о покупке акций и пояснил, что “для BP это инвестиция в компанию, имеющую хорошие позиции в регионе с богатыми ресурсами”. Агентство Dow Jones назвало среди крупных покупателей Газпромбанк и “очень состоятельного частного инвестора”. А агентство Reuters называет среди покупателей бумаг Shell и ONGC. Также акционерами компании стали 115 000 россиян, подавшие заявки на общую сумму $750,5 млн. По данным двух организаторов IPO, все заявки граждан были удовлетворены. А сам Богданчиков купил бумаги своей компании примерно на $1 млн, сообщило “РИА Новости”. Первый день предварительных торгов был удачен для компании (см. статью на стр. Б3), цена закрытия составила $7,6.

Всего с учетом опциона может быть продано 1,43 млрд акций “Роснефти” (из них от 254 млн до 306 млн акций – нового выпуска). Уставный капитал “Роснефти” до размещения составлял 9,092 млрд акций, после размещения он может составить 9,35–9,4 млрд, т. е. доля миноритарных акционеров в госкомпании будет 14,8–15,2%.

Однако до конца года “Роснефтью” запланирована еще одна допэмиссия для обмена акций 12 “дочек” на бумаги “Роснефти”. Если все миноритарии “дочек” согласятся на обмен, для этого потребуется 1,222 млрд акций “Роснефти”, говорится в документах компании, а ее уставный капитал увеличится до 10,57–10,62 млрд акций (в зависимости от опциона). Если опцион не будет реализован, миноритарии “дочек” получат максимум 11,56% “Роснефти”, а доля нынешних инвесторов сократится до 13%. В другом случае вторая цифра вырастет до 13,49%, но при обоих сценариях государство сохранит за собой полный контроль – 75% плюс 1 акция. Месяц назад президент “Роснефти” давал иной прогноз. “По оценкам менеджеров, у государства должен остаться полный контроль после IPO, т. е. более 75%. А когда мы завершим консолидацию в октябре, государству будет принадлежать более 50%”, – рассуждал он в разговоре с “Ведомостями” месяц назад. Квалифицированное большинство голосов осталось у государства потому, что “Роснефть” продала не все 400 млн акций, которые ей разрешили продать, объяснил один из организаторов IPO.